Козловский Михаил Иванович
- Просмотров: 29957
Козловский Михаил Иванович, русский скульптор
Козловский Михаил Иванович (1753-1802), русский скульптор. Представитель классицизма. Учился в петербургской АХ (1764-73) у Н. Ф. Жилле; профессор там же (с 1794), среди учеников - С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский. Пенсионер АХ в Риме (1774-79) и Париже (1779-80), где работал также в 1788-90. Творчество Козловского проникнуто идеями просветительства, возвышенным гуманизмом и яркой эмоциональностью. Уже в ранних произведениях (рельефы для Мраморного дворца в Петербурге, мрамор, 1787; "Бдение Александра Македонского", мрамор, 80-е гг., ГРМ) сказались стремление Козловского к уравновешенности композиции и строгой пластической форме, интерес к гражданской исторической тематике. В полной трагического пафоса статуе "Поликрат" (гипс, 1790, ГРМ) динамика масс и сложность силуэта напоминают скульптуру барокко. В последующие годы Козловский создаёт полные нежного изящества, прекрасные и гармоничные образы ("Спящий Амур", мрамор, 1792, ГРМ), но одновременно его увлекают изображение героев национальной истории ("Яков Долгорукий, разрывающий царский указ", мрамор, 1797, ГТГ), аллегорическое воплощение воинской славы России ("Геркулес на коне", бронза, 1799, ГТГ; "Самсон, раздирающий пасть льва" для Большого каскада в Петродворце, золочёная бронза, 1800-02, похищена фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941-45, воссоздана в 1947 скульптором В. Л. Симоновым). Важнейшее произведение Козловского - памятник А. В. Суворову (бронза, 1799-1801, ныне на Суворовской площади в Ленинграде) - фигура юного воина, идеального полководца, отличающаяся строгой выразительностью движения, ритма, силуэта.
Лит.: [А. Каганович], М. И. Козловский, М., 1959; В. Н. Петров, М. И. Козловский, 2 изд., Л., 1983.
Комментарии
1753, С.-Петербург – 1802, С.-Петербург
Скульптор и рисовальщик.
Родился в семье военного музыканта, "галерного флота трубачевского мастера". В 1764–1773 учился в Академии художеств в скульптурно-ста туйном классе у Н.Ф. Жилле и рисунку у А.П. Лосенко. В 1773 закончил Академию с большой золотой медалью, полученной за программу барельеф "Свидание Святослава с матерью и детьми...", и аттестатом классного художника 1-й степени. Получил право на стажировку в Риме. В 1774–1779 жил и работал в Италии. С конца 1779 по 1780 жил во Франции. В 1780 получил диплом на звание почетного академика Академии живописи, скульптуры и архитектуры в Марселе и вернулся в Россию. В 1782 признан "назначенным" в академики за скульптурную группу "Юпитер с Ганимедом", выполненную в Риме.
Во время последнего пребывания в Париже (1788–1790) по поручению Академии художеств "надзирал за находящимися в Париже русскими пенсионерами". В 1794 получил звания профессора и академика Академии художеств. С этого же года начинается преподавательск ая деятельность скульптора, продолжавшаяся до конца жизни. С 1799 назначен старшим профессором.
В Италии испытал влияние трагического таланта Микеланджело, во Франции – идиллического Пуссена. Козловскому удалось сочетать идеалы классического искусства с живописным богатством стиля барокко (фигура Самсона, раздирающего пасть льву для Большого каскада фонтанов в Петергофе, 1800–1802). Автор ряда надгробий в классическом монументальном стиле, памятника А.В. Суворову на Марсовом поле в С.-Петербурге (1801) и других произведений. Работал также в терракоте (эскизы на античные темы).
И.И.Козловский – великий художник, которому очень удавалось писать натюрморты. Одной из популярных работ является картина «Натюрморт». Художник отобразил сочетание фруктов с тыквой и цветами. Своеобразная осенняя композиция, дары природы. Натюрморт служит украшением стола. Столешница деревянная невероятной красоты ручной работы.
Изобилие фруктов вызывает желание попробовать сочные плоды. На столе лежат виноград, смородина и сливы. Главную роль исполняет тыква, которая разрезана. Ее яркая мякоть говорит о спелости плода и манит к дегустации. Видно, что фрукты свежие и сочные. Цветы удачно дополняют композицию и придают ей настроение. Игра света позволяет увидеть фрукты в различных красках. Цвета ягод оттеняют друг друга, а яркая тыква подчеркивает разнообразие оттенков. Плоды сочные и будто прозрачные, у слив можно рассмотреть даже косточку.
Художник показывает богатство русской земли, ее бесценные дары. Фрукты изображены так реалистично, что можно буквально ощутить их вкус. Возле тыквы стоят розы, они выгодно подчеркивают плоды. Цветы красивые и свежие, капельки росы можно рассмотреть на лепестках. Кажется, что аромат этих цветов окутывает осенние дары и дополняет общую картину. Цветы будто источают солнечные лучи, тем самим, освещая фрукты и наполняя их сказочной энергией. Виноград немного закрывает тыкву, будто защищая ее.
Художник мог точно передать настроение при помощи фруктовых композиций. Он реалистично показывал разнообразие даров природы. Глядя на картины Козловского хочется попробовать композицию, так аппетитно удается художнику отобразить созревшие дары природы.
Автор придавал большое значение своим натюрмортам. Он прописывал каждый элемент, каждую ягодку. Четкие и мелкие мазки делают изображение выраженным, а темный фон подчеркивает яркость цвета и расставляет нужные акценты.