Антропов Алексей Петрович
- Просмотров: 29153
Антропов Алексей Петрович, русский живописец
Антропов Алексей Петрович (1716-1795), русский живописец. Портретист. Учился в "Канцелярии от строений" в Петербурге (с 1732) у А. М. Матвеева, с 1739 работал там же в "живописной команде" у И. Я. Вишнякова.
Участвовал в выполнении декоративных росписей дворцов в Петербурге (1744-50), его пригородах и в Москве, Андреевского собора в Киеве (1752-55). Портреты Антропова, отчасти связанные с традициями парсуны, отличаются непосредственностью и правдивостью образов, исполнены в насыщенной цветовой гамме ("Атаман Ф. И. Краснощёкое", 1761, ГРМ; "Пётр III", 1762, ГРМ и ГТГ; "А. В. Бутурлина", 1763, ГТГ).
Комментарии
1716, Петербург – 1795, Петербург
Живописец, портретист и декоратор, писал иконы. По свидетельству самого художника, исполнял миниатюры на эмали.
Алексей Петрович Антропов родился в семье солдата лейб-гвардии Семеновского полка.
С 1732 года Антропов состоял в ведомстве Канцелярии от строений в Петербурге сначала в качестве ученика, а с 1739 года – в ее "живописной команде". Учителями Антропова были Л. Каравак, А.М. Матвеев, М.А. Захаров, И.Я. Вишняков. В конце 1750-х годов он брал уроки у П. Ротари.
Рядом с ведущими мастерами декоративной живописи Антропов участвовал в росписи дворцов и храмов, писал театральные декорации и портреты. Коллективный характер творчества художников этого времени, их универсализм стали прекрасной школой для молодого живописца.
С 1752 по 1755 годы Антропов занимался росписью Андреевского собора в Киеве. В качестве подмастерья у него работал Д.Г. Левицкий.
В 1758 году он возвратился в Петербург в "живописную команду". В 1761 году получил должность надзирателя за живописцами и иконописцами в Синоде, где служил до конца жизни.
В 1762–1763 годах Антропов принимал активное участие в оформлении торжеств по случаю коронации Екатерины II в Москве. Так же, как и раньше в Киеве, в этой работе ему помогал Д.Г. Левицкий.
В конце 1750-х – 1760-е годы он написал ряд великолепных камерных портретов, определивших национальный путь развития этого самого распространенно го жанра, и тем самым приобрел широкую известность в придворных кругах.
Эмоциональное воздействие портретов Антропова строится на соединении неповторимой красочности, полнозвучии цвета и трезвой и объективной характеристики изображенных ("Портрет А.М. Измайловой", 1759).
К концу жизни большое удовлетворение Антропову приносила его педагогическая деятельность. Он увлеченно работал в своей частной школе живописи и имел много учеников.
Умер Антропов больным "горячкою" и был похоронен в Александро-Невс кой лавре в Петербурге.