Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Художник живописец, график, гравёр, скульптор, архитектор.



Лактионов Александр Иванович

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Лактионов Александр Иванович, живописец

Лактионов Александр Иванович (1910-1972), советский живописец и график. Народный художник РСФСР (1969), действительный член АХ СССР (1958). Преимущественно мастер бытового жанра и портретист. Учился в ленинградской АХ (1932-38) у И. И. Бродского. Преподавал в ЛИНЖАСе (1936-44) и в Московском заочном педагогическом институте (1967-70). Лактионову свойственны точность рисунка, способность иллюзорно-точно передавать предметный облик реального мира, что, однако, в ряде работ помешало художнику углубиться в сущность изображаемых явлений. Произведения: портрет В. И. Качалова (уголь, 1940), автопортрет (1945), "Письмо с фронта" (1947), портрет космонавта В. М. Комарова (1967) - все в ГТГ.

Лит.: Е. В. Николаева, И. Г. Мямлин, А. И. Лактионов, [Л., 1978].

Комментарии  

+4 # Биография Лактионов Александр ИвановичТретьяковская галерея 25.01.2014 11:51
Лактион ов Александр Иванович
1910, Ростов-на-Дону – 1972, Москва

Живописец. Портретист, жанрист.

В 1926–1929 занимался в художественной школе в Ростове-на-Дону . В 1932–1938 учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры АХ у И.И. Бродского, затем в 1938–1944 продолжил занятия у И.Э. Грабаря.

Народный художник РСФСР, профессор, действительный член АХ СССР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии, награжден орденом В.И. Ленина.

А.И. Лактионов был любимым учеником И.И. Бродского и вслед за учителем последовательно придерживался академической системы живописи. "Работать, не мудря, не мудрствуя лукаво, бесконечно учась у природы, черпая из этого чистого родника вечную свежесть познания бытия, – вот истинное счастье", – считал художник. Он полагал, что такая творческая позиция наиболее полно отвечает принципам социалистическо го реализма.

Художник много и плодотворно работал в области портрета, но широкую известность ему принесла картина "Письмо с фронта" (1947). Он получил заказы на авторское повторение работы для ряда музеев СССР и за рубежом.

Творчество Лактионова часто определяли как натуралистическ ое. В последние годы критики склонны рассматривать его работы в контексте предыстории фотореализма.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+5 # Описание картины «Вести с фронта»Нина Ватолина 24.12.2015 11:21
Опи сание картины Нины Ватолиной: Вести с фронта.


Картина создавалась в самый напряженный момент Отечественной войны. Тогда жизнь разделилась на два мира: кровопролитие и жестокость сражений на передовой и долгие ожидания матерей, жен, детей в глубоком тылу. Каждая весточка встречалась с трепетом и надеждой. Как раз момент получения известий и отобразила на своем полотне Нина Ватолина.
Она соединила на полотне два мира: тут и солдат, который принес вести с передовой, и семя его сослуживца, которые с нетерпением получает известия.
Солдат сидит спиной к зрителю, но все равно видно, что он здесь долго не задержится. Он держит в руках пилотку, а шинель так и не снял. Солдат всего лишь присел, чтобы передохнуть после долгой дороги.
Рядом с ним за столом сидит седая женщина, мать, держа на коленях маленькую девочку. Внучка спит, не догадываясь о тревожном моменте, что происходит в доме. А жена и старшая дочь с замиранием сердца читают письмо, написанное дорогим им человеком.
Жена, пробегая строчки, с тревогой и надеждой всматривается в каждую из них, ведь их писала рука любимого мужа, ведь это залог того, что он еще жив. Тот же трепет ощущается в старшей девочке: она ловит каждое слово матери из отцовского письма, время о времени глядя на буквы, выведенные его рукой.
Кажется, время остановилось, и мир замер: для присутствующих в комнате нет ничего важнее письма, они живут этим мгновением, пытаясь продлить его. Семья забыла о своих заботах, даже обедать не закончила. Но про это никто не вспоминает: самое важное сейчас это письмо от мужа и отца, написанное им в минуты затишья между сражениями.
Даже гость не остался безучастным, он также внимательно слушает известия в фронта, хотя и сам мог бы рассказать не меньше. Но радость момента позволила и ему на минуту забыть о пережитом.
Солнечный свет, что проникает через окно, только усиливает ощущения радости и надежда, которое поселилось в доме с приходом вестей с фронта. Близкий человек остался живим и здоровым. Советские войска теперь уже наступают, и окончание войны становится с каждым днем все ближе.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Описание картины «Письмо с фронта»Лактионов Александр Иванович 26.01.2016 11:58
Описани е картины Александра Лактионова: Письмо с фронта.

Лактионов – советский художник, а «Письмо с фронта» — самая знаменитая из его работ, за которую он получил Сталинскую премию. Задумана она была ещё в 1944 году после произошедшей с художником истории. В Подмосковье, куда его вместе с семьей эвакуировали, он встретил раненного солдата, который, опираясь на костыль и прижимая к груди перебинтованную руку, шел по деревне.
Остановился, спросил, как найти нужный дом – его просили передать письмо – и Лактионов пошел вместе с ним, показывать. Сцена вручения письма, которую он застал почти нечаянно, произвела на него глубокое впечатление и стала через два года картиной «Письмо с фронта». Его собственные дети позировали ему, солдатом стал старый друг, тоже художник, девушкой с повязкой «ПВО» — его молоденькая соседка.
На картине всем известный сюжет. С фронта доставили письмо и вся семья радуется тому, что в очередной раз отстрочена смерть, что отец и муж здоров и жив. Солдат, который принес письмо, опирается на косяк, курит, глядя на окружающих людей с улыбкой – возможно, они напоминают ему собственную семью. Мальчик держит письмо в руках, вид у него восторженный и счастливый, мать заглядывает в листок сверху, в руке у нее конверт, и которого достали листок.
Девочка стоит спиной, видно только светлые косички, а девушка с повязкой опирается на перила, и вся сцена, расположенная в дверном проеме, проникнута золотым солнечным светом. Он играет в волосах, озаряет людские лица, и радость, играющая на них, как будто дополнительно подсвечивается.
И вся атмосфера картина именно такова – солнечная, счастливая, она словно напоминает, что как бы ни была плоха война, как бы ни было тяжело и страшно, всегда есть моменты, в которые есть место для простых человеческих чувств. Для радости, для ожидания, и любая мелочь оборачивается чудом.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Родительская категория: Биография
Категория: Краткая биография

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас на сайте 203 гостя и пользователей

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!