Лосенко Антон Павлович
- Просмотров: 31510
Лосенко Антон Павлович, русский живописец
Лосенко Антон Павлович (1737-1779), русский живописец. Мастер исторического жанра, портретист, рисовальщик. Учился в Петербурге в мастерской И. П. Аргунова (1753-58) и в АХ (1758-60; профессор с 1770, директор в 1772-73); пенсионер АХ в Париже (1760-65) и Риме (1766-69). В произведениях Лосенко 60-х гг. усложнённость композиций и патетика в духе позднего барокко ("Чудесный улов рыбы", 1762, ГРМ) сочетаются с тенденциями классицизма ("Зевс и Фетида", 1769, ГРМ). В картине "Владимир перед Рогнедой" (1770, ГРМ) в рамках условно-академической системы образов художник делает попытку передать сложный этический конфликт, живые человеческие чувства. Идея патриотического долга раскрывается в незаконченной картине Лосенко "Прощание Гектора с Андромахой" (1773, ГТГ). Большой жизненной убедительности Лосенко достиг в портретах: "П. И. Шувалов" (1760, ГРМ), "Ф. Г. Волков" (1763, ГРМ, повторение в ГТГ). Многочисленные рисунки Лосенко примечательны точностью лепки форм и тонкостью техники. Лосенко - составитель учебного пособия для АХ "Изъяснение краткой пропорции человека..." (1772). Оказал влияние на И. А. Акимова, П. И. Соколова, Г. И. Угрюмова.
Лит.: А. Л. Каганович, А. Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия, М., 1963.
Комментарии
1737, Глухов, Малороссия – 1773, Петербург
Живописец, рисовальщик. Автор исторических картин, портретист.
Первый русский академик исторической живописи Антон Павлович Лосенко родился в семье купца.
В 1744 году он был принят в придворный певческий хор в Петербурге, но через несколько лет, в 1753 году, "спал с голоса", был отчислен из хора и направлен на обучение к крепостному художнику И.П. Аргунову. В 1759 году Аргунов дает ему рекомендацию: "[…] тот певчий как рисовать и красками писать, в копировании портретных и исторических картин, так и с натуры писать может. Крайнее прилежание имел и содержал себя в поступках честно".
После этого Лосенко был определен в недавно открывшуюся Академию художеств, где обучался у Л.Ж. Ле Лоррена, Ж.Л. де Велли, Л.Ж. Лагрене. В 1760 году в качестве пенсионера Академии отправился в Париж и совершенствовал ся под руководством директора Французской Академии живописи и скульптуры Ж. Ресту, а позже занимался у Ж.М. Вьена. С 1765 по 1769 год находился в Италии.
Живя за границей, Лосенко изучал антики для "совершенства рисунку", рисовал "из славных […] картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах", упражнялся "в колерах".
В 1769 году Лосенко возвратилсяся в Петербург сложившимся мастером. В 1770 году за картину "Владимир и Рогнеда" (Государственны й Русский музей) был удостоен звания академика и назначен профессором Академии. Как профессор, а затем и как директор Академии художеств, Лосенко много занимался педагогической деятельностью. С 1770 года и до конца жизни Лосенко возглавлял класс исторической живописи, наиболее полно отразившей стилистику классицизма. С 1772 года Лосенко исполнял должность директора Академии (разделял эту должность с Н. Жилле).
Завершает творческую биографию художника картина "Прощание Гектора с Андромахой" (1773). В 1773 году А.П. Лосенко скончался. Поэт В.И. Майков посвятил своему другу стихи:
Все живо, что твоя рука изобразила,
И будет живо все, доколь продлится свет.
Единого тебя смерть в младости сразила,
Единого тебя, Лосенков, с нами нет!