Майоль Аристид Жозеф Бонавантюр
- Просмотров: 26639
Майоль Аристид Жозеф Бонавантюр, французский скульптор
Майоль Аристид Жозеф Бонавантюр (Maillol) (1861-1944), французский скульптор. Учился живописи в Школе изящных искусств в Париже (1882-86). Испытал влияние П. Гогена, был близок к группе "наби". Со второй половины 90-х гг. самостоятельно обратился к скульптуре, создавая вначале небольшие станковые произведения, отмеченные упрощённым декоративизмом в духе стиля "модерн". В зрелый период (с начала 1900-х гг.), опираясь на древнегреческое наследие и вместе с тем сохраняя жизненную конкретность образов, стремился к обобщённости пластических объёмов, добивался гармонии материально- весомых, порой грузных форм, плавности линий силуэта и целостности скульптурной поверхности ("Ночь", бронза, 1902-06; "Помона", бронза, 1910, ГМИИ). Изображая главным образом обнажённую женскую фигуру (мрамор, камень, бронза), воплощая в ней свой идеал прекрасного человека, Майоль в то же время передавал или ощущение созерцательного покоя ("Средиземноморье", камень, 1901-05, Национальный музей современного искусства, Париж), или присущее натуре динамичное начало ("Иль-де-Франс", свинец, 1910-25, сад Тюильри, Париж). Подолгу работая над каждым произведением, Майоль стремился связать символическое содержание образов с современностью, а их художественное решение с окружающей средой (памятники павшим в Первую мировую войну 1914-18, монументы в честь О. Бланки, П. Сезанна, К. Дебюсси и др.). В произведениях, имеющих декоративный характер ("Река", свинец, 1939-43, Музей современного искусства, Нью-Йорк), важную роль играет чувственное начало, выявление единства человека и природы. Известен как мастер мелкой пластики и рисовальщик (эскизы скульптур и оригинальные рисунки); занимался также гравюрой и литографией. Гуманистическое и реалистическое по своей сути искусство Майоля оказало влияние на творчество многих крупных скульпторов XX в.
Лит.: О. К. Петрочук, А. Майоль, М., 1977; Н. В. Апчинская, А. Майоль, М., 1981; George W., A. Maillol, Р., 1971.