Мунк Эдвард
- Просмотров: 28725
Эдвард Мунк, норвежский живописец
Мунк Эдвард (Munch) (12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло), норвежский живописец и график, теоретик искусства, театральный художник.
Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). В конце 1880-1900-х гг. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Йегера, Ю. А. Стриндберга и других писателей-символистов, что определило его частое обращение к характерным для символизма "вечным" мотивам смерти, угасания, одиночества, тревоги. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. развивалось в русле складывавшегося стиля "модерн" ("Сестра художника", 1892; "Девушки на мосту", около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма ("Крик", 1893, все упомянутые произведения - в Национальной галерее, Осло). Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. входит в незавершенный цикл "Фриз жизни". Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Один из первых представителей экспрессионизма.
Лит.: Р. Стенерсен, Э. Мунк, [пер. с норв., М., 1972]; Messer Th. M., Е. Munch. [Album], N. Y., [1972]; Е. Munch. Probleme, Forschungen, Thesen, Hrsg. Von H. Bock und G. Busch, Mьnch., 1973.
Комментарии
На картине изображена человеческая фигура, кричащая от отчаяния. Человек изображен на фоне неба, которое кроваво-алое. Также присутствует обобщенный пейзажный фон. У художника написана целая серия картин Крик.
Произведение послужили некой прелюдией к искусству двадцатого века. Эти полотна предвещали распространение модернизма, открывая темы отчаяния, отчужденности и одиночества. Кажется, что мастер смог предвидеть будущее. Вскоре картина стала реальностью, когда разразились мировые войны, голод, революции и бедствия экологического характера. А крик души показывает, что все это неизбежно и не преодолимо.
Что вдохновило Мунка на создание подобного шедевра? Он сам отвечает на этот вопрос. В его дневнике были найдены некоторые записи, которые приводят к определенным выводам. Мунк писал, что однажды он со своим друзьями прогуливался по тропинке. Вечерело и солнце уже садилось за тучи. Тут неожиданно, безо всякой причины, небо приобрело алый до крови цвет.
Мунк остановился, он почувствовал сильное изнеможение. Он стал опираться на забор, но продолжил наблюдать за кровью на городском небе. Почему то, друзья Мунка дальше шли в полном спокойствии. Сам же художник стоял в изумлении, чувствуя сильнейшее волнение. Также Мунк описывает, что ему чувствовался безграничный крик, что насквозь пронзал природу.
Некоторые полагают, что мастер видел мумию и именно ее отобразил на полотне. Другие считают, что Мунк был психически болен, у него было расстройство психики. И Мунк писал картины о крике, словно в надежде избавиться от крика своей собственной души.
Итак, кричащая фигура похожа на скелет, или эмбрион, либо сперматозоид. Такие ассоциации она вызывает у многих. Линии пейзажа являются волнообразными, словно показывая эхо, будто крик раздается со всех сторон. Эмоции модели крайне негативны. И кажется, что, набирая размах вселенских масштабов, субъект подчиняет себе всю окружавшую среду.
Эта картина была первым шедевром Эдварда Мунка, выставленная в 1886 году, но сначала признания она не получила. Критики и зрители обвиняли Мунка за недобросовестно е отношение к работе, а также в незаконченности и грубости композиции. В своих очерках писатели печатали множество негативных и даже рассерженных отзывов зрителей выставки. Только спустя половину века картина была принята людьми и стала частью художественного мира.
Мунка очень тяготила, но в то же время и вдохновляла тема смерти. Личная боль после потери родной старшей сестры Софи, ушедшей из жизни от туберкулеза, послужила для него толчком в создании полотна «Больная девочка».
Изображение заставляет проникнуться смотрящего трогательными и сентиментальным и чувствами. Персонажи картины — это женщина преклонных лет и девочка, которая выглядит больной. Женщина, возможно, вознося отчаянные молитвы к небесам, держит хрупкое дитя за руку. Ярко-рыжие волосы, полулежащей на подушке девочки, подчеркивают нездоровый цвет ее кожи. От нее исходит легкое свечение, олицетворяющее ее скорый отход в мир иной.
Хотя на полотне есть яркие краски, оживляющие его вид, в целом работа Мунка производит довольно тяжелые впечатления. Множество темных цветов наводит на трагические мысли о неминуемой и приближающейся смерти.
Несмотря на всю мрачность комнаты и обстановки в целом глаза больной девочки не выражают боли или страха. Ее взгляд полон смирения и спокойствия, быть может, она не понимает, что с ней должно произойти. Это заставляет смотрящего сопереживать страданиям несчастной больной.
Внешность больной на этой картине Мунк писал с настоящей девочки, увиденной им случайно. Ей было всего 11 лет, но его до глубины души поразило чувство доброты и сострадания к болеющему брату, на которые было способно столь юное существо.
Картина написана маслом на холсте в 1919 году.
Она относится к позднему творчеству художника. Написана в стиле экспрессионизм.
Эдвард Мунк – это норвежский художник. Он создавал живопись для театров, владел графикой. Он окончил королевскую школу рисования. Работая во Франции, Мунк подвергся сильному влиянию творчества Гогена, Ван Гога, что можно проследить в неком сходстве в его полотнах с картинами этих художников. Творения великих импрессионистов оставили неизгладимый след в его душе, но все же, Мунк создал свой собственный стиль – экспрессионизм.
В своих творениях он изображал различные человеческие страхи и эмоции. Много полотен написано на тему вечных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Он отображает в своих работах и любовь, ненависть, жизнь и смерть, гибель и спасение.
Сложно объяснить, почему художник выбрал такую тему для создания полотна «Убийца в переулке». Но все же, она не может оставить никого равнодушным.
На полотне изображен бегущий убийца, который совершил свое злодеяние. Его лицо изображено простыми графическими приемами, но даже по этим точкам вместо глаз можно понять эмоции убийцы. На заднем плане Мунк нарисовал город, словно показывая, что убийца специально совершил зло далеко от людских глаз. Картина нарисована словно школьником, который решил пошутить над учителем: линии и пейзажи изображены весьма просто.
Убийца пытается быстрей скрыться с места преступления, его мимика пугает. По мазкам около левого глаза, губ и бровей можно сделать вывод, что его жертва сопротивлялась. В центральной части расположено тело. Художник нарисовал его не четко. Судить о том, что именно это жертва мы можем по контуру тела. Остается загадкой, за что убийца расправился с ней и за что, такой сюжет оказался важным для Мунк. Что побудило его написать данное полотно…
Есть поэты, которые писали стихи на тему данной картины Мунк.
Картина Мунка, которая ранее называлась «Любящая женщина» в настоящее время известна как «Мадонна».
Создавая это полотно, у художника был замысел отразить на нем основные стадии жизни любой женщины: зачатие, воспроизведение потомства и смерть. Поэтому считается, что литография Мадонны является самой первой стадией, на которой изображено зачатие ребенка. Соглашаясь с философской концепцией Шопенгауэра, Мунк считал, что предназначение любой женщины исполнено после выполнения детородной функции.
Литография сильно отличается от классического варианта. В нее добавляется рама, на которой изображены сперматозоиды, а также маленькая, но значимая фигурка – эмбрион в нижнем левом углу.
Литография, датированная 1895 годом, была продана на аукционе в Лондоне за 1,9 миллионов долларов США, став самой дорогой литографией всех времен. Имя покупателя не разглашается – это частный коллекционер из США.
Натурщица, с которой писалась картина, была Дагни Юль – близкая подруга художника. Мадонна Мунка изображена обнаженной, находящейся в экстазе и полностью погруженной в себя.
В этом произведении знаменитый норвежский художник воплощает свои собственные трагические чувства и переживания. Глаза женщины полузакрыты и выражают усталость, а черные, распущенные волосы с синим отливом оставляют ощущение опасности и зла. Фон картины также полон тоски и тревоги, вся сюжетная гамма предупреждает о приближающейся угрозе для всего человечества.
Мадонна Мунка очень сильно отличается от классического канонического образа. Единственное сходство – нимб вокруг головы. В этой картине, как и во многих других в своем творчестве, Мунк показывает отчаяние, боль и трагедию человеческого бытия. Любовь и смерть неразрывно связаны в понимании норвежского художника.
А вот и Мунк перед нами. Да, да. Этот тот самый художник, который изобразил для нас «Крик», который стал самым часто ворованным шедевром и никакая охрана не может удержать это полотно в любых стенах музея, даже в сейфе. «Крик» воровали всюду и везде и даже подделывали и только благодаря бдительности экспертов вовремя нашли подделку и спасли оригинал.
На полотне тот самый Мунк. Присмотритесь в него, он здесь какой-то хмурый и скорее всего в ожидании обеда. Где-то вдалеке от него стоят официанты, которые не торопятся его обслуживать, а он ждёт. А кто-то тоже сидит в углу и ждёт когда и у него возьмут заказ.
Мунк изобразил себя не хмурым, а именно уставшим. Уж слишком долго и много времени он потратил на то, чтобы утвердится в статусе художника, о котором все говорят. О нём говорили, но именно из-за скандалов вокруг его полотен. Тот же «Крик» возмущал некоторых критиков и они с пеной у рта кричали, что ему не место в Академии художеств, но он туда особо и не стремился.
Ему в принципе нужно было только одно – признание его творческой способности и возможность на этом заработать денег для семьи. В принципе нормальные стремления. Но как на грех, это мало волновало публику, а она чаще всего при слушивалась к мнению критиков, что весьма не радовало художников и Мунка в том числе.
Автопортрет получился поверхностный. Он лишь обозначил черты своего лица и не стал особо прорисовывать детали. Главное в этом автопортрете глаза и руки. Последние сложены у него на колени и чуть сжаты. Это не отчаяние, это терпение. Он терпеливо ждёт когда ему подадут обед, вина он уже напился.
При этом фон тоже весьма схематичен: ряды столов с белыми скатертями, разноцветные стены и окна. А лица фигур на дальнем плане и вовсе не видны. Так что сосредоточив всё внимание на себе, он не стал детально рисовать округу. И это пожалуй самый точный и верный автопортрет художника.
Звезды всегда привлекали Мунка, служили таинственным объектом его творческого поклонения. Он написал несколько картин, объединенных общей темой. Одна из них «Звездная ночь». Точнее не одна, их несколько. У Мунка была одна особенность – писать свои холсты в разных вариациях. Так случилось и с этой картиной.
«Звездная ночь» 1922 года запечатлена в лунную зимнюю ночь. Этот вид был привычен художнику, так как это небо из окна его дома. Но это не умалило любви Мунка к загадочному звездному небу.
Это выражается в том, как прописывает автор детали своего творения: сугробы под ногами обозначены небрежно, без особой заботы, зато небо с мерцающими звездами захватывает взор полностью.
Вместе с этим, Мунк не стремится к одиночеству. Он наполняет картину светом, идущим от окон далеких домов, что добавляет некоторого тепла сюжету. Он смешивается с лунным светом, и это слияние – основа призрачности и таинственности.
Преобладающий синий цвет и ярко-зеленые взрывы на ночном небе добавляют живости и эмоциональной открытости произведению.
Чувствуется, что художник не стремился к яркости переживаний, прописывая окружающий его мир на картине. От нее скорее веет спокойствием и душевностью, заставляет глубоко задумываться над странностью бытия. Несмотря на кажущуюся простоту и детскую манеру письма, истинный ценитель понимает, что картина выполнена рукой мастера, профессионала и гения.
Всю жизнь Мунк, со слов современников, принадлежал лишь искусству. У него не сложилась личная жизнь. Кроме этого, после ряда неудач, Мунка настиг депрессивный психоз, от которого он долго лечился в специализирован ной больнице. Талант Мунка безусловно признавался, несмотря на душевное состояние. Умер художник в собственном кресле с томиком Достоевского в руках.
Странный был этот художник, какой-то мистик. И ладно если бы, просто мистиком был он сам, но и его полотна тоже обладают каким-то мистицизмом. Одно только полотно «Крик» не может никак оставить в покое многие поколения любителей живописи. «Крик» то воруют, то вандалы портят полотно, то оно подолгу пылится в архивах, то больные на голову посетители в экстазе часами бьются у полотна. Практически, то же самое происходит и с этим полотном – «Расставание».
На полотне двое. Одна фигура женская, вторая – мужская. И на полотне как раз тот самый момент, когда девушка видимо, отказала ему в чувствах. Наверное, не любила, но ведь он любил. И вот этот отказ для него равен смерти. Живописец показал это красками. Девушка вся светлая, лёгкая и безликая. Зато парень – мрачный, лицо серое и крепко держит сердце, которое изливается кровью. Расставание проходит для него болезненно, зато она даже не страдает. Так бывает часто.
Художник не просто описал эту историю, он её рассказал как свою личную. А ведь у него так тоже бывало, когда он любил, его не любили. Ещё не скоро парень, как и Мунк когда-то, придёт в себя. И уж совсем не скоро он снова поверит в любовь. Художнику в своё время так и не вернулась вера в любовь. Увлечения были, но вот истинной любви как не было, так и нет.
Любовь — безумное чувство, которое сжигает людей изнутри. И только те, кто живёт по жизни легко никогда и не думают о чувствах. Этим живётся действительно легко, но одиноко. Они кстати и сеют это самое одиночество всюду, где могут. Страдают от этого влюблённые.
Вот великий Эдвард Мунк это и изобразил – отчаянную боль из-за расставания, которую получил молодой человек от одной ветреной девушки. Изобразил так, что уже в наше время приходят в отчаяние поклонники его творчества и в экстазе восторга восхищаются его полотном.
Картина «Поцелуй» была написана Эдвардом Мунком в 1897 году. Как и все работы скандального художника, эта также создает двойственное впечатление. С одной стороны, она выглядит мрачной, отталкивающей и негативной, несмотря на то, что на ней изображен поцелуй. С другой стороны, на картину хочется смотреть и смотреть, постепенно раскрывая все ее грани, все ее тайны и секреты.
Сюжет картины следующем: влюбленная парочка, спрятавшись за тонкой занавеской, наслаждается поцелуем в свете семерок, забыв при этом обо всем на свете. Несмотря на то, что ситуация считается крайне пикантной, Мунк очень деликатно передал все ощущения. С помощью искажения пространства он немного видоизменил страсть и накал, которые должны были электрическими волнами исходить от влюбленных.
Несмотря на сравнительно бедную цветовую гамму, художник придал краски некоторым деталям. К примеру, выделяющиеся детали женской одежды оранжевого цвета не только в разы повышают темпераментност ь картины, но и создают вокруг пары некий флер, таинственность и даже фантастичность.
Но главная задумка Эдварда Мунка была в лишении фигур контуров и лиц. Несмотря на это, ему удалось придать им пластичности и грации. Отсутствие лиц – это кодирование информации о самих персонажах картины. Самое главное – это их переживания, эмоции, чувства, а не общественный статус или какие-то черты лица или фигур. Ведь любовь должна существовать исключительно на духовном уровне.
Еще одна деталь картины – силуэт человека, который виден через небольшое окошко. Эдвард Мунк как бы отделяет с помощью занавески настоящую человечность и безликий, пустой социум. Здесь важен только накал страстей, в конце концов, сам поцелуй, а все остальное, что за этим маленьким квадратом комнаты – глупо, ничтожно и ничего не стоит.
Жуткое полотно. По степени страха оно даже ужаснее другого произведение Мунка – «Крик». Там ужас в лице и безмолвный крик с полотна заставляет закрывать уши и почувствовать себя неуютно. А здесь…
Здесь более, чем неприятная ситуация. И не поцелуй, и не акт насилия, а что-то непонятное, но отчаянное и горестное.
История этого полотна немного странная. Художник пришёл в гости к своему коллеге и застал его сидящего на корточках перед полуобнажённой женщиной и положившего ей на колени голову. А та просто склонилась над ним и при этом её волосы как бы обволокли мужчину сверху. Ощущение что это льётся кровь придавалось за счёт цвета волос – огненно рыжими. Мунк так и застыл на пороге, а потом прошептал им: «Остановитесь! Я зарисую!». И вскоре, через часа полтора на свет появилось полотно «Вампир». Хотя на самом деле то была любовь, нежность. Но сам Мунк воспринимал любовь, как вампирство, как нечто злое и чуждое ему самому. Он ненавидел это чувство.
Причины такого отчуждения скрывались под его личностью. Он вообще был странен для того времени и кажется даже сейчас он вряд ли был бы понятен. Почти все его полотна мрачные, зловеще-предост ерегающие о чём-то злом и неприятном. Вот и здесь, особо не стараясь прикрыть чем-то красивым, он делает фон мрачно-чёрным, лица загадочно странными и почти не видными для нас. Жутко, но рациональный человек более спокойный, сможет различить волосы от потока крови, нежный поцелуй в шею от вампирского укуса в шею. Скорее всего, тогда замерев в этих позах, они оба разговаривали. Это не мешало Мунку, он просто работал и никакие чувства не могли его затуманить.
Мунк так и остался для нас, простых обывателей, загадкой, которую так и не раскрыли до сих пор. Странные его картины уже давно высоко оценены не только искусствоведами , но и богатыми собирателями коллекций.
Норвежский живописец сыграл большую роль в немецком экспрессионизме . В своем искусстве он пытался объяснить жизнь и ее смысл. Его тонкие видения души и человека можно понять только интуитивно.
На картине Мунка изображены мужчины и женщины. Некоторые пары слились в танце. По краям же картины стоят одинокие женщины. Слева танцует женщина в белом платье. Ее глаза опущены вниз. Вероятно, она грустит, что на этом балу она без пары. Она символизирует собой невинность, чистоту и непорочность.
Слева же женщина в черном платье. Ее руки сплетены и опущены. Взгляд пустой и немного отпугивающий.
На переднем плане ярко выделяется танцующая пара мужчины и женщины. Больше видны очертания людей, чем какие-либо прорисованные детали. Заметно, что одну руку девушка положила на плечо молодого человека, а другой она держит руку партнера. Они танцуют, плотно прижавшись, друг к другу. Мужчина, скорее всего, в классическом черном костюме, а на девушке – ярко-красное платье в пол. Обычно оно символизирует красоту и любовь. В их танце чувствуется полная самоотдача, открытость и легкость.
Есть несколько вариантов интерпретаций этой картины. Картина описывает различные состояния женщины. Слева — невинность и простота в виде женщины в белом. Затем молодой и юный период, где девушка кокетливо танцует с партнером. Справа – зрелость, лишенная уже каких-либо надежд.
Согласно другой версии, акцент делается на танцующих парах. Пара слева – это юность, т.е. они только вступили во взрослую жизнь. Перед ними не существует никаких обязанностей, им просто хорошо быть друг с другом. В центре – зрелая пара. Их танец полон неторопливости и основательности . Они уже способны к эмоциональной и интеллектуально й поддержке друг друга и трезво оценивают себя и партнера. Пожилая пара располагается справа. Они уже не так активны, но умудрены опытом. В этих трех парах показаны прошлое, настоящее и будущее.