Пименов Юрий (Георгий) Иванович
- Просмотров: 33396
Пименов Юрий Иванович, живописец
Пименов Юрий (Георгий) Иванович (1903-1977), советский живописец и график. Народный художник СССР (1970), действительный член АХ СССР (1962). Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у С. В. Малютина, В. А. Фаворского, В. Д. Фалилеева. Преподавал во ВГИКе (1945-72). Член-учредитель ОСТ, Ранним работам Пименова свойственны монументальность пронизанной бурным движением композиции, аскетизм цветовых решений ("Даёшь тяжёлую индустрию!", 1927, ГТГ). С начало 30-х гг. Пименов, обращаясь преимущественно к жанровой живописи, пейзажу, натюрморту, вырабатывает своеобразную манеру письма мелкими, полупрозрачными мазками, создающими эффект как бы вибрирующей живописной поверхности. Показывая человека в труде и повседневных заботах, Пименов раскрывает поэзию и значительность будничных явлений советской действительности ["Новая Москва", 1937, ГТГ; серия "Новые кварталы", 1962-67 (в том числе "Свадьба на завтрашней улице", 1962, ГТГ, "Задумчивая девушка", 1965, Одесский художественный музей), Ленинская премия, 1967]. Работал также как театральный художник. Государственная премия СССР (1947, 1950).
Соч.: Искусство жизни или искусство "ничего", 2 изд., М., 1964; Необыкновенность обыкновенного, М., 1964; Таинственный мир зрелищ, М., 1974.
Лит.: Е. Логинова, Ю. Пименов, М., 1970; Г. С. Кириллова, Ю. Пименов, Л., 1980.
Комментарии
1903, Москва – 1977, Москва
Живописец, график, художник театра. Портретист, пейзажист, жанрист, мастер натюрморта.
В 1920–1925 учился во Вхутемасе на полиграфическом факультете у С.В. Малютина и В.А. Фаворского. Был членом-учредите лем Общества станковистов (1925). После того, как общество распалось, вошел в группу "Изобригада".
В 1945–1972 преподавал живопись на художественном факультете во Всесоюзном институте кинематографии.
Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.
В 1920-е годы Ю.И. Пименов был активным участником Общества станковистов. В начале 1930-х годов он отошел от художественных принципов этой группировки.
С 1930-х годов определяющей особенностью новой творческой манеры художника стал принципиально жанровый подход к избранным мотивам – будь то портрет или пейзаж. Палитра становится светоносной, а быстрый, "импрессионисти ческий" мазок помогает создать впечатление сиюминутности и достоверности запечатленного события.
Тематика многих произведений Пименова связана с повседневной жизнью Москвы. Его москвичи радостны и приветливы, они строят новые дома, получают новые квартиры, провожают детей в детские сады, обедают во время рабочего дня прямо в скверах…
Тему "человек и город" мастер решает вне конфликта: город – это не урбанистическое чудовище, подавляющее людей. Напротив, это родной дом. "Я в Москве родился, и ее жизнь, ее развитие – это дело моего дома, моей родины", – писал художник.
Советский художник Юрий Иванович Пименов написал «Новую Москву» в 1937 году. Она создана в стилистике классического реализма. Картина перекликается с его работой «Фронтовая дорога», которая изображает аналогичную композицию, но с другим фоном и персонажами.
Сам холст называют продолжением серии работ на московскую тематику. Мы видим экспозицию площади Свердлова, находящуюся неподалеку от центра города, перед взором предстают размытые силуэты величественной гостиницы «Москва» и Дома Союзов.
На первом плане – кабина водителя открытого кабриолета, который управляется белокурой, коротко подстриженной женщиной в голубом платье. Впереди распростерта широкая дорога, на которой разъезжает масса других автомобилей. По аллеям проходят толпы жителей, изображенных в виде нечетких теней далеко впереди. Такая панорама весьма необычная для советского творчества, автор словно изображает фотографический снимок. Как полотно, написанное в тридцатых годах двадцатого века, его, пожалуй, можно считать революционный.
Все окружение показано художником легко, живо и даже воздушно использованы полупрозрачные оттенки голубого и коричневого. Такое сочетание теплых и холодных тонов привносит в работу сильную гармонию. Мастерски изображена дорога, по которой движутся машины. Она привлекает внимание своей абсолютной чистотой и даже зеркальным блеском. Она как будто отражает все происходящее на ней, переписывая формы в безликие тени.
Общий вид очень благороден, искусно прописаны люди, мы можем посмотреть даже на неясные детали их одежды, уловить легкие движения при ходьбе. Персонажи картины, кроме главное героини, не кажутся настоящими. Они обличены в призрачные силуэты и это придает картине некоторую мистичность и безвременность.
Пименов искал свой художественный стиль достаточно долго: сначала это был немецкий экспрессионизм, потом импрессионизм. К современному реализму художник пришел в злом возрасте и пронес его с собой через всю жизнь.
«Свадьба на завтрашней улице» замечательное, яркое, доброе произведение, принадлежащее кисти Пименова и выражающее эпоху «шестидесятых», когда люди искренне верили в стройку «светлого будущего».
Пименов – мастер запечатления коротких моментов жизни, которые случаются ежедневно и от кажущейся обыденности остаются незамеченными. Художник безумно любит Москву, не столько как город, сколько как родину. Отсюда теплота и живость в каждом изображенном сюжете.
В картине «Свадьба на завтрашней улице» прослеживается нежность и характерность художника. Сюжет похож не столько на картину, сколько на кадр пленки ушедших шестидесятых годов. Пименов нацеливает зрителя на перспективу жизни: молодожены, стройка, длинная светлая улица.
Самые заметные пятна на картине – это платье молодой невесты и новый дом. Все новое, светлое несет художник миру. Несмотря на то, что в манере письма Пименова не существует четко прописанных деталей, картина от этого не страдает. Художник настолько мастерски играет красками, акцентирует внимание на светлых теплых тонах, что сюжет видится полностью завершенным.
В «Свадьбе на завтрашней улице» фигуры абстрактные, поэтому вызывают ностальгию у молодежи шестидесятых: каждый может увидеть себя на полотне автора.
Картины Пименова – летопись прошлой эпохи, но не статичная и сухая, а яркая, веселая, шумная. Трепетная любовь художника к обычным гражданам своей страны живет в его картинах и сегодня.
Пименов был разносторонней натурой. За свою жизнь он прославил себя не только как художник, но и стал известным сценографом, а также автором нескольких книг.
Пименов – импрессионист, и, как и все его коллеги, ставит во главу угла мгновение. Сияющий миг, вмещающий в себя весь мир и множество смыслов. Как и у большинства импрессионистов картины его очень жизнерадостны, очень светлы, ловят в свою застывшую вечность какие-то секунды из жизни простых людей и показывают их другим.
«Актриса» — прекрасный представитель этого жанра. На ней – пестрый, переливающийся бардак в гримерке актрисы перед выступлением. Чашка с чаем или кофе, высокий бокал из-под выпитого после вчерашней премьеры вина. Белые перчатки. Флакончик с духами.
Небрежно брошенный на спинку стула сценический костюм – золотой, яркий, притягивающий взгляд. Конечно, здесь же и зеркало, без которого не загримироваться правильно, здесь же и баночки с гримом – аляповатые, разбросанные по столу в беспорядке. От самой актрисы на картине руки и часть подбородка, но уже по ним видно, насколько выразителен её образ. Она склоняется к зеркалу, придирчиво смотрит на себя – не нужно ли чего добавить? Из всего этого – из предметов, из движения женщины, лица которой мы даже не видим – складывается ощущение театрального ажиотажа, беготни за кулисами, последних приготовлений.
Скоро выходить на сцену – дадут третий звонок, поползет вверх занавес, и снова придет пора стать кем-то другим, не собой. Будут аплодировать зрители, будут лететь на сцену цветы.
Будут забываться и тут же вспоминаться реплики, и против воли, при взгляде на картину, зритель начинает гадать – что же ставят сегодня в этом театре? Кого играет сегодня женщина с полными изящными руками, и чей костюм свисает со спинки стула? Будут ли её аплодировать? Встанет ли зал в едином порыве, чтобы вознаградить её за игру? Как она пришла к этому и всегда ли хотела стать актрисой? Как и было задумано – в одном мгновении – весь мир.
Юрия Пименова можно смело причислить к художникам-урба нистам. Родившись в Москве, он навсегда останется преданным столице, время от времени изображая ее в различных обличьях на протяжении всего творчества. Так что по картинам художника можно реконструироват ь путь, по которому прошла столица в своем развитии со времен 1920-х годов.
Широко известно полотно художника «Новая Москва», в котором он наряжает свой родной город в нарядные, праздничные краски, передавая импрессионистич ески точно каждое его слегка суетливое движение. В дальнейшем (50–60-х годах) художник обращается к новым кварталам Москвы. Художник любуется их некой неустроенностью , поэтизирует ее, изображая работниц, которые моют в лужах свои ботинки или девушек, на трубах.
Вне всяких сомнений, картина «Дороги», будучи написанной в 1969 году, содержит все вышеперечисленн ые мотивы. На переднем плане полотна изображена женщина, которая бредет по размытым тропам и направляется, судя по тазу в руках, к речке. В ее походке и всей фигуре сквозит уверенность, хотя лица нам не видно. Не прорисованы также лица людей, идущих по направлению к женщине. И в этом нет ничего удивительного, ведь главным персонажем картин Пименова были и остаются урбанистические пейзажи; им-то и уделено главное внимание.
На заднем плане картине можно увидеть очертания города, его домов, которые словно заслоняются дымкой, что придает картине налета импрессионистичности.
В сопоставлении необустроенных кварталов и зданий Москвы можно смотреть скрытый смысл: художник говорит, что когда-нибудь, в очень недалеком будущем, эти окраины тоже превратятся в красивый и праздничный город. А плохие дороги, которые стали главным мотивом полотна, оденутся в асфальтовые одежды. Этим и объясняется уверенность главной героини в завтрашнем дне.
Один из прекрасных натюрмортов этого необычного, широко мыслящего художника. Картина относится к циклу «Вещи людей» и изображает отполированный стол перед окном, на котором одиноко стоит высокий черный телефон. Трубка телефона снята и лежит рядом с ним. И телефон, и трубку опоясывает змеевидный извитой черный шнур. На заднем фоне изображено окно, за которым серая, беспроглядная сырость, идет дождь. Струи воды стекают по стеклу, делая изображение в окне неузнаваемым, размытым.
Все внимание в картине приковано к телефону. Он олицетворяет собой ожидание. Ожидание.… Но чего? Быть может, это важный разговор, в ходе которого решается чья-то судьба? Или это была ссора двух влюбленных сердец, после которой трубка была со злостью брошена, чтобы хоть как-то выместить свою внутреннюю обиду и горечь? А возможно, наоборот, состоялся разговор, из которого кто-то узнал настолько приятные известия, что от радости бросил трубку, забыв положить ее на место. Вариантов множество, автор картины создал настолько многогранный сюжет, что каждый человек, смотрящий на натюрморт, может принять этот сюжет на свой счет и узнать в нем свою ситуацию.
Однако серые и черно-белые тона картины все-таки заставляют немного грустить. Еще и дождь дополняет общую тоскливость изображения. Он кажется совсем нескончаемым, ведь за окном даже намека на прояснение неба не предвидится. От этого одиноко лежащая трубка телефона наводит мысли о чем-то тяжелом, тоскливом и грустном.
Художник очень четко прорисовал все блики, отражающиеся в поверхности полированного стола. Эта блестящая, будто мокрая крышка стола очень гармонично сочетается с мокрым пейзажем за окном, создавая общую и целостную картину. Нужно сказать, что натюрморт получился таким, по которому можно написать не одно сочинение и эссе. Потому что каждый будет видеть в нем свое понимание происходящего.
Советский художник Юрий Пименов за свою творческую жизнь успел написать множество картин. Особенно нежной вышла его картина «Таня Пименова», на которой он изобразил свою любимую и единственную дочь. Это не первый женский портрет художника, написанный легкими ровными мазками, но именно это полотно вызывало у него яркие чувства.
Таня, изображенная на картине, сидит без движения, ее взгляд устремлен в сторону. Кажется, будто художник поймал ее внезапно, неожиданно запечатлев обыденный завтрак. Скорее всего, девочка не так давно проснулась, мысли ее еще витают где-то далеко. У Тани нежная светлая кожа, едва виднеющийся румянец на щеках. Художник четко прорисовывает черты ее лица: большие глаза, темные брови, яркие губы и слегка курносый носик. Волосы девочки коротко стрижены, светло-русого оттенка. Одета она в легкую футболку с бело-розовыми полосками.
Таня Пименова изображена сидящей за столом во время завтрака. На столе, покрытом белоснежной скатертью, стоит молоко, на тарелке с голубой каймой разложены бутерброды из белого хлеба с вареньем. Ягоды изображены натуралистично, они круглые, одинаковой формы и вызывают аппетит у зрителя картины. Девочка не ест, она задумчиво смотрит вперед, скрестив руки перед собой.
Задний фон полотна темнее переднего плана, он изображен с помощью коричневого оттенка. Сзади сидящей девочки находится деревянная стена. Прямо за головой Тани на этой стене висит бело-синяя прихватка. Вся картина написана с помощью теплых тонов краски, Пименов хотел сделать портрет мягким и нежным, ведь дочь он очень любил.
Этот портрет пользуется популярностей зрителей. После просмотра картина оставляет приятные впечатления. Она гармонична, свежа, ярка и очень жизненна. В руках талантливого живописца образ девочки заиграл новыми лучезарными красками.
Картина «Спор» принадлежит кисти советского художника Юрия Пименова. В своих произведениях художник пытался отобразить действительност ь настоящего времени. Картина чрезвычайно легка для восприятия. При этом она наделена неким очарованием и лирическими нотками. Холст был создан в 1968 году.
Художник изобразил на полотне пару молодых людей. Предположительн о, что парень с девушкой находятся в столовой. Возможно даже это обеденный перерыв. Пименов более чем точно передал холсту облик советского времени. На картине изображены характерные для этой эпохи стол и тарелки, самые простые стулья и абсолютно голые стены, которые покрашены странной краской серого оттенка. На полу уложена плитка из кафеля. В месте с этим обстановка излучает непосредственну ю чистоту и свет.
Исходя из названия картины, изображенные люди о чем-то спорят. Зрителю остается только догадываться кто они. Возможно это школьники или студенты, которые зашли в столовую пообщаться и перекусить. На них простая не вызывающая одежда.
С первого взгляда заметно, что девушка и парень интеллигентны, хорошо воспитаны. Об этом говорят их жесты, пронизанные взаимным уважением. На молодом человеке одет скромный костюм. А девушка облачена в коричневую юбку и такой же пиджак.
Посетители столовой ведут оживленную дискуссию. Вот только на какую тему, остается только мучиться домыслами. Парень пытается девушку в чем-то убедить. Видимо он приводит веские доводы. Она призадумалась. Кажется, вот-вот девушка согласится с его мнением.
Художник изобразил на холсте молодежь из 60-х годов. Отношения между парнем и девушкой не враждебные, а скорее дружеские. Они оба заинтересованы в предмете спора. У них общий интерес. Это заметно в их позах и жестах. Хоть лицо молодого человека и не видно, за то заметно как заинтересована девушка. Их объединяет их общее дело.