Пимоненко Николай Корнильевич
- Просмотров: 29830
Пимоненко Николай Корнильевич, украинский живописец
Пимоненко Николай Корнильевич (1862-1912), украинский живописец. Учился в петербургской АХ (1882-84). Преподавал в Киевской рисовальной школе (1884-1900). Член ТПХВ (см. Передвижники; с 1899). Изображал в опоэтизированном виде быт и труд украинского народа; жанровые сцены нередко у Пимоненко сочетаются с пейзажем ("Перед грозой", 1906, ГМУИИ УССР). Выполнил также ряд драматических обличительных полотен ("Жертва фанатизма", 1899, Харьковский художественный музей).
Лит.: И. В. Огневская, Н. Пимоненко. Альбом, К., 1983.
Комментарии
Удивительно красивая жанровая картина. Две красивые девушки-крестья нки сели на скамейку у печки и при свечке на Святках принялись гадать. А как же без этого! Тогда на Святках это едва ли не самое главное – погадать на суженого-ряжено го! Ведь девушкам очень хотелось поскорее выйти замуж. А гадали на святках по-разному. Вот то, что на полотне как раз самое верное.
Наливалось в чашку немного воды, зажигалась свеча, и накапывался в воду воск. Он там застывал в различных формах, а потом при помощи свечи рассматривают тень этой самой восковой застывшей кляксе.
Рассматривали пристально, чтобы разгадать профиль любимого. Вот как раз за рассматриванием художник и застал своих героинь. Внимательно и весело смотрят они на тень исходящей от свечи – вдруг увидят что знакомое. Но самое интересное, что такие святочные гадания сбывались почти через год.
Как правило, все русские свадьбы справлялись осенью, почти сразу после сбора урожая.
Работы стало поменьше и потому можно было предастся развлечением. А свадьбы тогда праздновали с большим размахом. Кстати, святки тоже праздновали с размахом, но, правда, не таким уж большим.
Зимой то особо не нагуляешься, но они были как продолжение Рождества Христова. Вот потому и красавицы одеты празднично. Как правило, девушки собирались в одной из изб, без парней и принимались гадать. Но это было не долго. Сразу после гаданий, начинались песнопения, но тоже не просто так – кто-то прял пряжу, кто-то что-то подшивал или перебирал из ягод.
Конечно, растапливался самовар, и начиналось девичье чаёвничество. Угощения были разные – пряники, хлебцы или кусковой сахар. Но потом приходили и парни, но ничего такого между ними не происходило, просто сидели и рассказывали всякие байки, присказки и истории.
Украинский живописец, очень увлеченно изображал именно украинскую культуру, ее обычаи, традиции и быт, таким образом, перед нашим взором появляется очередная его картина, под названием «Сваты». Необходимо сказать, что со стороны этнографической точности, изображенный на картине украинский обряд выполнен как нельзя лучше.
На данной картине, зритель может увидеть достаточно обычное дело, и даже несколько традиционное действо, которое называется сватовством. Мы видим, как сидят сваты, они перевязаны специальными рушниками и общаются с женщиной. Женщина является матерью девушки, которая сидит поодаль, как это и было положено испокон веков. Удивительным образом точно прорисованы национальные одежды, в которые облачены герои картины.
Таким же образом, поражает и довольно точная прорисовка тогдашнего типичного жилья, стоит отметить, что, несмотря на кажущуюся пустоту в помещении, это не является выдумкой автора, в те времена, все, что должно быть на кухне, это стол, печь и скамейки. Неслучайно автор отлично прорисовывает иконы, которые стоят сверху, над обеденным столом, в прошлом он имел большой опыт в иконописи и резьбе по дереву, поэтому иконы выполнены очень качественно и достоверно.
Мастер очень достоверно передает все краски, что делает полотно более реалистичным и верным с точки зрения передачи сюжета. Также стоит отметить и поразительную игру света, который проникает в помещение через два окна и озаряет собой все, таким образом, мастер актуально играет с тенью и бликами на некоторых поверхностях и людях. Точность прорисовки отдельных этнических деталей позволяет не только рассмотреть иконы, но даже увидеть узоры на одеждах и рушниках, которые висят поверх икон.
В основу сюжета этой картины легла реальная история о любви девушки-еврейки к парню иной национальности, за что она была жестока избита своей общиной.
На картине изображены мрачные сумерки. На небе тяжелые тучи, вороны кружат над этим местом. Вся окружающая обстановка угнетает зрителя. Видно, что художник старательно изображал мрачный пейзаж для полноты образа.
Девушка стоит, прижавшись к забору. Заметно, что она убегала, что за ней гнались. Но вот она уже в тупике и отступать ей некуда. Разгневанная толпа настигла несчастную девушку. Жители деревни набросились на юную влюбленную кто с чем: кто-то сжимает в руках палки, а кто-то сжал кулаки. Удары сыплются на несчастную: она и не пытается сопротивляться, одной с толпой ей не справится.
Не все жители деревни стремятся сжить девушку. Есть некоторые соседи, которые просят толпу одуматься. На переднем плане четко видно пожилую женщину, которая всеми просит одуматься молодого мужчину, который размахивается на нее палкой.
Справа сидит мать девушки. Она присела на землю и закрыла лицо от боли и стыда руками. Он повернута спиной к дочери, она не хочет видеть происходящего. Рядом с ней стоит ее муж, отец несчастной девушки. Он смотрит на происходящее с ужасом, протянул руку к толпе, чтобы остановить их от этого поступка. Но на отца никто не обращает внимания: толпа жаждет расправы.
Самое страшное в том, что поглядеть на расправу пришли и дети. Но никто из толпы разъяренных жителей общины не стремится увести детей отсюда – все либо очень заняты, либо считают, что такое событие вполне обычно и нормально и наблюдать за ним пойдет детям лишь на пользу.
Нетрудно догадаться, что было потом. Увы, но избежать расправы девушке удалось вряд ли. Разъяренные, разгневанные люди посчитали ее дерзкий поступок своим личным оскорблением, за что несчастная и поплатилась.
На картине украинского художника Николая Пимоненко «Брод», изображен эпизод из жизни украинской глубинки. Художник старался передать ощущение радости и беззаботности, детей, которые, не смотря на преграду, в виде речки не унывают и босиком переходят её в брод.
Наверное, они возвращаются с луга, где пасли телят. Юмор картине придают изображенные справа гуси, которые удивленно смотрят на веселую компанию. Вероятно, детям не впервой возвращаться с этой работы. В деревнях маленьким ребятам приходилось пасти скотину, что являлось для них обыденным занятием.
Брод вовсе не является преградой для молодых деревенских жителей. Они переходят его далеко не в первый раз. И это ясно, ведь на картине нет и намека, на чувство тревоги, неуверенности или страха. Об этом дает понять отсутствие тревожных тонов. Ощущение спокойствия также передается через мягкие зеленые оттенки деревьев и травы.
Очень красиво изображена на картине река, в ней отражается покосившийся плетень и песчаный берег. На плечах у мальчика котомка, в которой наверняка был обед маленьких пастушков. У девочки в руках хворостина, которой погоняет телят. За рекой виднеется дом, в который наверняка спешат дети. Картина очень позитивная, яркое красное платьице на девочке придает настроение произведению художника.
Художник как бы наблюдает за ребятами и умиляется детской беззаботности, но по-настоящему взрослому трудолюбию юных пастухов. Это же ощущение передается и зрителям картины.
В своих трудах, Николай Пимоненко обращается к теме Украинской Деревни. Поэтому, ему как никому другому удавалось передать дух, красоту природы украинской земли и добродушность украинского народа. Эта картина также не является исключением. Даже краски, которыми изображена картина «Брод», являются добрыми — используемые тона не резкие, светлые, мягкие.
Картина Пимоненко «Брод» в настоящий момент находится в Одесском художественном музее.