Рокотов Фёдор Степанович
- Просмотров: 34700
Рокотов Фёдор Степанович, русский живописец
Рокотов Фёдор Степанович (1735 - 1808), русский живописец. Портретист. Учился в петербургской АХ (с 1760). Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Рокотов уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины XVIII в. ("Екатерина II", 1763, ПГГ и ГРМ); вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов в его ранних произведениях характеризуют художника как продолжателя традиций русского портрета первой половины XVIII в. ("И. Л. Голенищев-Кутузов", первая половина 60-х гг., ГРМ). Сблизившись (после переезда в Москву в 1765) с наиболее просвещёнными представителями московской дворянской интеллигенции, Рокотов проникся духом оппозиционности по отношению к петербургскому укладу жизни с его показным блеском и суетностью. В интимных портретах 60-70-х гг. ("В. И. Майков", около 1765, "А. И. Воронцов", конец 60-х гг., "А. П. Струйская", 1772, - все в ГТГ) неприятие Рокотовым всего показного, внешне эффектного проявляется в приглушённости общего настроения, в искренности, внутренней одухотворённости и в то же время затаённости чувств героев. Эмоциональное воздействие его живописи во многом зависит от преображающей силы света, неяркий, но интенсивный поток которого словно "вызывает" из темноты освещённую сторону лица и шеи, выдвинутое вперёд плечо; жидкие мазки белилами или розовой краской создают впечатление мерцания тканей и драгоценностей. В портретах 80-х гг. загадочную полумглу сменяют более отчётливые красочные тона и более определенные объёмы ("В. Е. Новосильцева", 1780, ГТГ; "Е. В. Санти", 1785, ГРМ). Всегда увлекавший Рокотова идеал человеческого достоинства и красоты осознаётся теперь как свойственное модели чувство высокого духовного превосходства. В позднем творчестве Рокотова сказался общий для русского искусства переход от утончённости рококо к ясности и строгости классицизма.
Лит.: Н. Лапшина, Ф. С. Рокотов, М., 1959; С. В. Сучков, Ф. С. Рокотов, Л., 1976.
Комментарии
1735 (?), село Воронцово Московской губернии – 1808, Москва
Живописец, портретист.
Федор Степанович Рокотов – самый поэтичный и самый загадочный русский живописец XVIII столетия, познавший славу и признание при жизни и совершенно забытый после смерти. Лишь в начале ХХ века интерес к его искусству начал возрождаться.
Рокотов родился в семье крепостных князей Репниных. Он рано получил вольную и в 1760 году по "словесному приказанию" президента Академии художеств графа И.И. Шувалова был зачислен в Академию. Рокотов учился "при Лорене, Лагрене и фон Тебассо. Многому научился у Ротари и Токке" ("Записки Якоба Штелина").
Первым крупным успехом молодого художника стал парадный "Портрет Екатерины II", написанный в 1763 году в связи с ее коронацией. В 1765 году Ф.С. Рокотов был удостоен звания академика.
Около 1767 года Рокотов переехал из Петербурга в Москву. Его творческий темперамент требовал особой среды, где художник мог бы ощутить себя свободным от официального заказа.
В начале 1770-х годов Рокотов – сложившийся мастер. К этому времени относится большинство наиболее известных его портретов ("Портрет А.П. Струйской", 1772, и др.). Творчество художника не укладывается в рамки какого-либо одного стиля. В нем присутствуют черты рококо и раннего сентиментализма.
В 1780-е годы в произведениях Рокотова появляются отдельные элементы классицизма. Одним из лучших портретов этого времени стал "Портрет В.Е. Новосильцовой" (1780).
О последних годах жизни и творчества художника известно мало. Умер он в Москве и был похоронен в Новоспасском монастыре. Могила Рокотова не сохранилась.