Ромадин Николай Михайлович
- Просмотров: 37838
Ромадин Николай Михайлович, живописец
Ромадин Николай Михайлович (р. 1903), советский живописец. Народный художник СССР (1971), действительный член АХ СССР (1967). Учился в московском Вхутемасе-Вхутеине (1923-30) у Р. Р. Фалька, И. И. Машкова, П. П. Кончаловского. В 30-х гг. работал преимущественно в историко- революционном жанре ("Прифронтовой ревком", 1934-37, Свердловская картинная галерея). Наиболее известностью пользуются пейзажи Ромадина, с проникновенным лиризмом воссоздающие ландшафты средней полосы России: серия "Волга - русская река" (1944-45, ГТГ и другие музеи; Государственная премия СССР, 1946); цикл пейзажей 60-70-х гг. (Ленинская премия, 1980), в том числе "Берендеев лес" (1963, Горьковский художественный музей), "Кудинское озеро" (1974-78, ГТГ). В произведениях Ромадина пленэрность, свежесть восприятия природы сочетаются с картинным началом, эпической сказочностью.
Лит.: Г. Недошивин, Н. М. Ромадин, М., 1961; О. В. Рожнова, Н. М. Ромадин, [Л., 1976]; Н. Ромадин. Альбом. [К. Г. Паустовский о Н. М. Ромадине. Авт. вступ. ст. О. И. Сопоцинский. Сост. Н. Г. Ромадина], М., 1981.
Комментарии
1903, Самара – 1987, Москва
Живописец.
В 1922 учился в Самарском художественно-п едагогическом техникуме, в 1923–1930 – во Вхутемасе-Вхуте ине в Москве. Член общества художников "РОСТ" (1928–1930). Народный художник СССР. Лауреат Государственной премии СССР, действительный член Академии художеств СССР.
Становление искусства Н.М. Ромадина, сына художника-любит еля, пришлось на послереволюцион ные годы, когда воздействие авангарда постепенно угасало. Ромадин, вначале автор портретов и картин бытового жанра, в 1930-е годы находит себя в лирическом пейзаже, где оставалось возможным "укрыться" от чуждой художнику пафосности социалистическо го реализма.
Самый яркий период искусства Ромадина – 1940–1950-е годы, когда его картины воспринимались как развитие пейзажной линии крупнейших мастеров этого жанра первой половины века – М.В. Нестерова, И.Э. Грабаря, Н.П. Крымова. Но Ромадин – самобытный художник, способный вглядываться в мотив почти до растворения в нем – будь то вполне традиционные виды, как в сериях "Волга – русская река" (1949), "Времена года" (1953), или, наоборот, завораживающие, таинственные уголки ("Керженец", 1946; "Затопленный лес", 1950-е).
Ромадин лаконичен в выборе художественных средств. Его композициям при всей кажущейся простоте свойственна строгая архитектоника. Произведения писались им, как правило, без предварительног о рисунка, выстраивались цветом, за счет чего создавались неповторимые переливы палитры, фактуры. Их образ определялся прежде всего выразительность ю мотива. В этом смысле Ромадин стал одним из создателей национального пейзажа в ХХ веке. Известный писатель К. Паустовский посвятил художнику эссе, в котором есть строки: "Труд Ромадина – не только труд живописца, но и подлинного патриота. Его полотна – поэма о России".
Картина Ромадина «Село Хмелевка» из знаменитого цикла «Волга русская» отличается особенным колоритом в творчестве художника. Невзирая на тусклые, невыразительные оттенки и печальные нотки, вызванные изображением русской деревеньки, на пасмурную тоскливость этом в пейзаже художника, есть незримое ощущение искренней любви к родным местам. Не зря же, исследователи творческого наследия живописца величали его настоящим поэтом русских пейзажей.
С пейзажного обозрения «Села Хмелевки» перед нами открывает живописный вид на маленькую деревеньку, которая начинается прямо у подножья большого холма. Очень крошечными выглядят дома, расположенные в долине между холмами, укрытыми желто-зеленой травой. На первом плане видны три стройные березки, с желтоватыми осенними листочками.
Село мастер расположил на втором плане и провел его через весь холст, окружив невысокими по-осеннему золотистыми деревьями. Линия горизонта затерялась где-то в сероватой дымке. А пасмурное небо высоким шатром раскинулось над деревней. Вскоре пересекут его поле журавлиные ключи, оставляя после себя тоску и холода.
При этом основная колоритность холста достаточно нежная, очень напоминающая вытканный золотистой нитью ковер. Ведь цветовая гамма мастера представляется разнообразными оттенками золотого: от фактически белого до сочного оранжевого, насыщенного медного и темно-коричнево го. Эти мягкие, плавно друг в друга перетекающие оттенки так удачно гармонируют с оттенками зеленого, светло- голубого и серого. Поэтому и пейзажное полотно «Село Хмелевка» вызывает чувство спокойствия и умиротворения, радости и в то же время отдает легкой грустинкой. У зрителя появляется ощущение тихой радости за свою «кроткую родину», вроде бы и не совсем приметную, но такую родную и близкую.
Н.М.Ромадин обладал удивительным чувством природы и очень точно передавал красоту окружающего мира в оригинальном стиле. Его работы узнаваемы и необычны.
В пейзаже главное передать настроение природы, а не только изобразить ее красоту. Ромадин в своей картине «Свежий ветер» отобразил причал на берегу водоема. Река извивается и видны ее пороги, а на противоположном берегу виднеются деревья и цветочная поляна ярких желтых цветов.
На переднем плане расположен маленький бревенчатый домик, который утопает в водной глади. Деревянный причал небольшой, но служит пристанищем для рыбацких лодок. Одна лодка одиноко прибилась к берегу, а вторая, распустив парус, направляется вглубь реки.
Можно рассмотреть силуэт человека, который виртуозно управляет белым парусником. Парус ловит ветер и сигнализирует о его силе и мощи. Водная гладь неспокойная, ветер гуляет по ее поверхности и поднимает небольшие волны. Идет дождь, но он не пугает лодочника, он направился дальше от берега и ненастная погода только ему в помощь.
Художник очень реалистично показал погоду и настроение природы при помощи водной глади, которая меняет свои оттенки и создает ощущение движения. Небо затянуто тучами, но картина не переполнена мрачными оттенками, наоборот, яркие акценты присутствуют и точно передают летнюю атмосферу.
Живописец смог передать это тонкое состояние окружающего мира, свежесть дождливого дня и движение, связанное с дуновением ветра. Движение лодки сквозь ветер и дождь говорит о настойчивости человека в достижении своей цели, несмотря на препятствия и сложности.
Картина создает общее настроение природы, отображает простор, бесконечность водной глади и гармонию, которую может создать только природа. Человек является частью природы, поэтому гармонично вписывается в общий пейзаж.
Художник эпохи СССР Николай Ромадин писал пейзажи всех просторов республик, порою обращая внимательный изучающий взгляд на пышную архитектуру Европы. Но чаще всего возвращался он к родной сердцу России и описывал ее скромную, но богатую и таинственно живописную природу.
«Первое цветение» – творение 1956 года. В картине отсутствует сюжет, не заметна человеческая жизнь. Даже цвет полотна, на первый взгляд, однообразен. Но если приглядеться и проникнуться всею душой в показанное изображение, то тепло и радость завладеют настроением, ведь приход весны – настоящий праздник.
Мы видим на картине неширокую речушку с хрупкими изящными деревцами по ее берегам. Вдали стелется луг и завершается темнеющим густым лесом. Зеркальная речная гладь ловит отражения расцветающих веток. Первая нежная зелень листиков блаженно купается в теплеющих солнечных лучах. Сквозь облачную вату неба просвечивает пастельная голубизна. Полотно невзрачное, неясное, но такое сияющее и родное!
Советский пейзажист испытывал влияние товарищей импрессионистов . Этот факт ясно угадывается в «Первом цветении». Автор шедевра поймал момент прихода весны, замер в предчувствии буйства природы и делится со зрителями тихим, нежным чувством безмятежности.
Н. М. Ромадина знатоки искусства сравнивают с поэтом Есениным. Их пылающие сердца очарованы русским краем, они бьются и творят для России. Создания этих великих людей передают прекрасный символический образ родных земель и заряжают немыслимой любовью и уважением к ней.
Работа «Цветение» художника – это первая встречная песня весне; это проводы мрачной и грязной поздней зимы. Усталость от серого пейзажа сменяется ликующим торжеством при виде распускающихся почек.
Живая картина завлекает зрителей в свои просторы, чарует весенними тонкими ароматами и ненавязчиво заставляет задуматься о скоротечности и бесценности мгновений жизни.
Николай Михайлович Ромадин стал знаменитым художником благодаря реалистичным пейзажам, которые он так любил изображать. Большинство его работ это именно пейзажи, хотя занимался он не только изобразительным искусством.
Картина «Керженец» стала одной из самых популярных работ художника. Именно эта картина нравилась и самому Николаю Ромадину. Он вдохновился на написание этого пейзажа у самой природы, а точнее, у природы России. Ведь Керженец – это река, которая протекает в сердце лесах России. Дремучие леса, болота, поляны луга – это и есть самые прекрасные места для пейзажа.
«Керженец» написан в 1946 году. Картина выполнена в ярких, но не напрягающих цветах. Глазам приятно смотреть на всё происходящее. Задний фон – это сине-зелёные деревья. На переднем плане можно заметить реденькие кустики с желто-зелёной листвой. Но самое главное на картине – это река. Она тёмно-синего цвета, отражает в себе берёзы и ели, кусты и плывущую лодку.
Несмотря на то, что это пейзаж, на картине присутствуют люди. Мы видим, как по реке плывёт лодка, а в ней два человека. Это рыбаки. Один стоит и гребёт, а второй сидит. Лиц не видно, но мы понимаем, что они рыбачат, и, наверное, настроение у них хорошее. Одежда их тёплая и тёмная, возможно, действие происходит весной.
Сама картина веет спокойствием. Смотря на неё, совсем не хочет думать и философствовать . Просто понимаешь, что природа – это самое главное. Если прислушаться и пофантазировать , то можно услышать уток, увидеть разводы на воде и почувствовать лёгкий ветерок.
Даже, несмотря на то, что на картине есть люди, ясно, что главный персонаж этого пейзажа – это величественная река. Она средних размеров, не бурная, но она главная. Потому что – это часть природы. А главный смысл всех пейзажей – это показать величие и красоту нашего мира. С этим Николай Ромадин справился отлично.
Ромадин – русский художник, родился в семье железнодорожног о рабочего. В начале своей карьеры писал на исторические темы, потом переосмыслил свое творчество и перешел на пейзажи, которым остался верен до конца своей жизни.
«Вербы в половодье» — одна из его картин, изображающая нелегкое для природы время – раннюю весну. Как бы не ждали её, как бы не воспевали её люди, в мире, когда она приходит, становится очень много воды и опасностей для всего живого.
Разливаются реки, вода заливает леса, и все остается покрытым ею долгое время, которое приходится переживать, пережидать. Растения крепко держатся за землю корнями, звери ищут сухие места, где есть пища и можно укрыться. Все живое стремиться просто удержаться, дожить до того момента, когда вода сойдет и наступят теплые дни, наполненные солнцем.
Верба – по-своему почитаемое на Руси растение. Считалось, что она может отогнать злых духов, а в Вербное Воскресенье её ветви использовали вместо пальмовых листьев. Она начинает выпускать листья первой – сначала пушистые, мягкие, потом они раскрываются и становятся зелеными.
На картине изображена именно цветущая верба. Она упрямо тянется к небу, ветки её все покрыты пушистыми почками, но почти наполовину она скрыта темной мутной водой. Вдали стоит лес, березки, уже выпустившие первые клейкие листочки, стараются дождаться, когда же кончится половодье.
На волнах покачивается небольшая лодка – может быть, её оставили здесь, а, может быть, с хозяином случилось несчастье. Но, не смотря на то, что половодье – тяжелое время, и вода на картине мутна, сера и глубока, есть светлое небо в барашках облаков, словно обещающее, что все пройдет, все изменится, и начнется рано или поздно настоящая весна – нужно только суметь её дождаться, крепче держась корнями за землю и протягивая ветви к небу.
Николай Михайлович Ромадин писал картину с явным преобладанием исключительно темных тонов. На картине запечатлено темное озеро посреди лесной чащи. Зрительная глубина озера, была достигнута художником, также благодаря использованию темных тонов, что даже придает ему некую таинственность и девственность всего этого места. Озеро настолько чистое, что на его поверхности отражаются небольшие ели.
Вокруг озера отчетливо виднее растительное разнообразие в виде: хвойных, зеленых елей, которые не очень пушисты, можно разглядеть даже куст красной рябины и желтеющие березки на заднем плане. Что касается ели, то они здесь, как говорится в ассортименте.
Можно заметить ели, которые имеют достаточно большую высоту и объем, а вместе с ними стоят и худенькие и невысокие. Темноту в этом месте также образовывает непролазный глухой лес, который можно наблюдать на заднем плане картины. Сквозь этот лес, нет возможности пробиться не единому солнечному лучику.
Картина имеет много оттенков, но наиболее преобладающий цвет является зеленый, а именно темно-зеленый. Природа запечатлена в осенний период и об этом говорят красные и желтые цвета. Вся палитра оттенков имеет глубокий смысл, благодаря которой в полной мере раскрывается вся красота озера в лесу, которое в живую видело не так уж много людей.
Картина не до конца раскрывает всю тайну лесного озера, так как в полной мере оценить и разгадать эту тайну, можно только своими глазами увидеть его и проникнуться всей полнотой и глубиной творчества, с которой было описано это озеро и весь его окружающий пейзаж.
Картина кажется живой благодаря идеально подобранным цветам и оттенкам, что полностью передают подлинную красоту природы в ее первозданном виде, благодаря этому реализм картины очень высок, что и понятно при написании картин в жанре пейзаж.