Сарьян Мартирос Сергеевич
- Просмотров: 30751
Сарьян Мартирос Сергеевич, живописец
Сарьян Мартирос Сергеевич (1880-1972), советский живописец. Народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1947), действительный член АН Армянской ССР (1956), Герой Социалистического Труда (1965). Председатель СХ Армянской ССР (1947-51). Учился в МУЖВЗ (1897-1904; с 1902 у В. А. Серова и К. А. Коровина). Участник выставок "Голубая роза", "Мир искусства", Союза русских художников, "Четыре искусства". Свойственное раннему творчеству Сарьяна тяготение к слиянию декоративного и конструктивно-предметного начал, сочетание чувственной убедительности восточных мотивов с почти фресковой монументальностью живописи особенно ярко выражены в работах, созданных им в 1910-13, в период поездок в Турцию, Египет, Иран ("Финиковая пальма", темпера, 1911, ГТГ). Известное влияние искусства П. Гогена и А. Матисса, сказавшееся в ярком локальном цвете и обострённом линейном ритме композиции этих произведений, заметно также в натюрмортах и портретах 1910-х гг. После Октябрьской революции 1917 главной темой творчества Сарьяна стали жизнь и природа Армении. В переходе от плоскостной декоративности цвета ("Армения", 1923, Картинная галерея Армении, Ереван) к более дробному мазку, системе сложных тональных отношений сказалось воздействие импрессионизма, испытанное Сарьяном во время пребывания в Париже в 1926-28. С 30-х гг. Сарьян создавал многочисленные острохарактерные портреты ("Р. Н. Симонов", 1939, МИНВ; "И. Орбели", 1943, Картинная галерея Армении, Ереван), праздничные по колориту натюрморты ("Осенний натюрморт", 1961, ГТГ). В пейзажах 40-60-х гг. эпическая обобщённость, высокий патриотический пафос сочетаются с обострённым чувством современности (цикл из 7 картин "Моя Родина", 1952-58; Ленинская премия, 1961). Сарьян работал также в области книжной графики и театрально-декорационного искусства. Его творчество сыграло ведущую роль в сложении национальной школы армянской советкой живописи. Государственная премия СССР (1941).
Соч. в рус. пер.: Из моей жизни, Ер., 1960; Сарьян об искусстве. [Сост. М. Казарян, Я. Хачикян], Ер., 1980.
Лит.: Р. Дрампян, Сарьян, [М.], 1964; С. Г. Капланова, М. С. Сарьян, М., 1973; О. Сарьяне Страницы художественной критики. Отзывы современников, Ер., 1980; Ш. Г. Хачатрян, М. Сарьян. Избранные произведения. Альбом, М., 1983.
Галерея: Сарьян, Мартирос Сергеевич
Комментарии
1880, Новый Нахичевань (ныне Ростов-на-Дону) – 1972, Ереван
Живописец, график.
Автор символистически х композиций, портретов, пейзажей, натюрмортов. Получил художественное образование в МУЖВЗ (1897–1903). С 1900 регулярно путешествовал по Кавказу, изучая архитектурные памятники и культуру Армении. В училище сблизился с художниками Н.Н. Сапуновым, П.В. Кузнецовым, П.С. Уткиным, вместе с которыми в 1904 участвовал в выставке "Алая роза" в Саратове. В 1907 принял участие в выставке "Голубая роза". В 1910 отправился в путешествие на Восток: в Турцию, Египет, Персию. В 1921 поселился в Армении, не прерывая связи с художественной жизнью России. С 1924 становится членом объединения "Четыре искусства". Участвовал в международных выставках в Италии и в Париже. М.С. Сарьяну присвоено звание Народного художника СССР.
В ранний период творчества М.С. Сарьян под влиянием драгоценных красок персидских миниатюр обращается к поискам "рая", затерянного в сказочном мире Востока ("У гранатового дерева", 1907).
В 1909 году он создает "Автопортрет", который стал обобщением раздумий о единстве судьбы художника и его родины.
Сильное впечатление на Сарьяна произвели памятники древнеегипетско го искусства, его иератические законы и пластические формулы, в которых застыла вечность. Большое значение для него имели также парижские впечатления от живописи А. Матисса и П. Гогена. Живописные работы Сарьяна воспринимаются как части единой картины мира. Среди них наиболее известны "Улица. Полдень. Константинополь " (1910), "Финиковая пальма. Египет" (1911).
Варьируя на своих полотнах излюбленные мотивы – цветы, лица людей, горы, художник строил изображение на сочетании выразительных контрастных цветовых пятен, добиваясь лаконичности и обобщенности форм. Сарьян предпочитал работать в технике темперы, создавая благородную матовость поверхности картины. Выразительность древнего монументального искусства соединилась в его творчестве с энергией цветовых контрастов современной ему живописи.
Став основоположнико м армянской живописной школы, в советский период Сарьян остался верен своим темам. Художник в основном работал в технике масляной живописи. От локальных цветовых пятен раннего периода он пришел к тональной разработке цвета. Лучшие произведения периода 1920–1930-х годов – картины "Старый Ереван" (1928), "Моя семья" (1929). Не утратив способности к постоянному обновлению, Сарьян оставался признанным лидером современного армянского искусства.