Бенуа Александр Николаевич
- Просмотров: 29310
Бенуа Александр Николаевич, русский художник
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960), русский художник, историк искусства, художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа. Учился самостоятельно. В 1896-98 и 1905-1907 работал во Франции. Один из организаторов и идейный руководитель объединения и журнала "Мир искусства". Как критик и историк искусства выступал и против академизма, и против эстетики русских революционных демократов, выдвинув главным критерием оценки произведений искусства их "художественность". Страстный пропагандист классического наследия, в том числе русского искусства XVIII - первой четверти XIX вв., Бенуа был инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев (редактор сборников "Художественные сокровища России", в 1901-03; журнала "Старые годы"; Музей старого Петербурга). С 1917 Бенуа принимал активное участие в организации охраны памятников истории и культуры и в перестройке музейного дела (в 1918-26 заведующий картинной галереей Эрмитажа).
В собственной живописи и графике, обращаясь к "вечным" духовным и эстетическим идеалам как к антитезе противоречиям современности (см. Неоклассицизм), Бенуа создал особую разновидность ретроспективистского исторического жанра, в котором эстетизация хрупкой красоты и гротескного изящества ушедшей в прошлое дворянской культуры сочетается с грустно-ироничным отношением к ней (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897-98; "Версальская серия", 1905-06). Бенуа принадлежит к числу реформаторов русского искусства книги и театрально-декорационной живописи в начале XX в. Графически отточенные иллюстрации Бенуа к "Медному всаднику" А. С. Пушкина (издано в 1923) созвучны и лиризму, и драматическому пафосу поэмы. Его декорации, эскизы костюмов и бутафории отмечены художественной цельностью и тонким чувством стиля (опера "Гибель богов" Р. Вагнера, 1903, балет "Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина, 1907, - Мариинский театр в Петербурге). С 1908 оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже. С 1926 жил в Париже.
Соч.: Русская школа живописи, в. 1-10, СПБ, 1904; История живописи, т. 1-4, СПБ, 1912 (не окончена); Александр Бенуа размышляет... [Статьи, письма, высказывания], М., [1968]; Мои воспоминания, т. 1 (кн. 1-3)-2 (кн. 4-5), М., 1980.
Лит.: М. Г. Эткинд, А. Н. Бенуа, Л.-М., 1965; А. Н. Бенуа. Выставка произведений. [Каталог], М., 19
Галерея: Бенуа, Александр Николаевич
Комментарии
1870, Петербург – 1960, Париж
Живописец, график, сценограф, оформитель книг, создатель ретроспективных картин, художественный критик, историк искусства.
Происходит из семьи известных потомственных архитекторов Бенуа и Кавосов. Сын архитектора Н.Л. Бенуа. В 1890–1894 учился на юридическом факультете Петербургского университета, одновременно самостоятельно занимался живописью.
А.Н. Бенуа – признанный идейный лидер объединения петербургских художников "Мир искусства". С детства окруженный художественной атмосферой, он мечтал стать театральным декоратором. Бенуа испытал влияние символизма и стиля модерн. Любимой темой его творчества стала стилизация утонченного XVIII века. Эпоха Людовика XIV и парковая архитектура Версаля были для него тем идеалом, который художник стремился воплотить в своем творчестве.
В 1906 году он создал "Версальскую" серию, в которую вошли наиболее известные произведения ("Прогулка короля"; "Фантазия на версальскую тему"; "Купальня маркизы"; "Китайский павильон"). В середине 1900-х годов Бенуа участвовал в Парижских сезонах С.П. Дягилева: создавал декорации и костюмы, способствовал рождению органичного синтеза искусств – музыки, живописи, хореографии. Он оформил балеты "Павильон Армиды" (1909) на музыку Н.Н. Черепнина, "Петрушка" (1911) на музыку И.Ф. Стравинского.
В 1918 году А.Н. Бенуа стал заведующим картинной галереей Эрмитажа и членом комиссии по охране памятников старины. В конце 1920-х годов художник покинул Россию. С 1926 года жил и работал в Париже.