Верещагин Василий Васильевич
- Просмотров: 32063
Верещагин Василий Васильевич, русский живописец
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский живописец. Баталист. Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65). Много путешествовал по России и Западной Европе, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах; погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца "Петропавловск". По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. В тематических сериях картин "Туркестанская" (1871-74), "Балканская" (1877-78 и 1880-е гг.), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др. Верещагин с глубоким драматизмом показал жестокие будни войны, несущей неисчислимые страдания народам ["После неудачи. (Побеждённые)", 1868, ГРМ; "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", 1881, ГТГ], раскрыл тяжесть и героику ратного труда (триптих "На Шипке всё спокойно!", 1878-79, местонахождение неизвестно), мужество и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками ("Не замай, дай подойти!", 1887-95, ГИМ). В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне ("Апофеоз войны", 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма ("Торжествуют", 1872, ГТГ) и колониализма ("Подавление индийского восстания англичанами", около 1884, местонахождение неизвестно). На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи, имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре ("Всадник-воин в Джайпуре", после 1874-76, "В горах Алатау", 1869-70, "Мавзолей Тадж-Махал в Агре", 1874-76, - все в ГТГ). В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, часто - с яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагиным на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения окружающего мира. Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург, и др.), Западной Европе, Америке. Пользовавшиеся горячим одобрением демократической общественности, они, как и всё творчество Верещагина, подвергались постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и других стран.
Соч.: Избранные письма, М., 1981. Лит.: А. К. Лебедев, В. В. Верещагин, 2 изд., М., 1972; его же, В. В. Верещагин. [Альбом], М., 1974; В. В. Верещагин, Воспоминания сына художника, Л., 1982.
Комментарии
1842, Череповец Новгородской губ. – 1904, погиб при взрыве броненосца "Петропавловск" вблизи Порт-Артура во время русско-японской войны
Живописец, рисовальщик. Баталист, автор серий этюдов и рисунков этнографическог о характера, картин на исторические сюжеты.
Родился в семье помещика, предводителя дворянства. В 1850–1852 учился в Александровском малолетнем кадетском корпусе в Царском Селе, в 1853–1860 – в Морском кадетском корпусе в С.-Петербурге, который закончил в чине гардемарина флота. С 1858 посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1860 поступил в Академию художеств, где проучился до 1863 в классе исторической живописи у А.Т. Маркова, затем у А.Е. Бейдемана. В 1861 награжден малой серебряной медалью за эскиз "Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом". С 1863 фактически прекратил занятия в Академии (формально числился ее учеником до 1865 года), отправился при содействии Л.Ф. Лагорио в путешествие на Кавказ. В 1864 уехал в Париж, где обучался до 1867 в Академии изящных искусств в мастерской Ж.Л. Жерома, пользуясь одновременно советами А. Бида.
В 1874 избран профессором Академии художеств, но от звания отказался.
Много путешествовал по России, Европе, странам Ближнего Востока, Индии, США и Японии. В 1879–1880 объездил со своими картинами-репор тажами всю Европу, выставляя их в самых модных Салонах.
В чине прапорщика участвовал в 1867–1868 в Туркестанской кампании в корпусе генерала К.П. Кауфмана (награжден офицерским Георгиевским крестом 4-й степени за участие в обороне Самаркандской крепости); в 1877–1878 – в русско-турецкой войне на Балканах. Погиб вместе с адмиралом Макаровым в 1904 в Порт-Артуре во время русско-японской войны на броненосце "Петропавловск" , подорвавшемся на мине.
В 1901 выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира.
Автор ряда литературных и публицистически х трудов.
В.В. Верещагин знаменит сериями батальных полотен, в которых впервые в русской живописи раскрыл тему "бедствий войны". Результатом многочисленных путешествий художника стали картины в жанре документально-э тнографической живописи. Писал также портреты, пейзажи. По убеждениям был близок к передвижникам. Верещагин снискал всемирную славу; за последние десять лет жизни провел более тридцати персональных выставок, из которых половина – за границей.
Ранние батальные картины сделаны по мотивам натурных зарисовок, привезенных из путешествий. Свои произведения художник объединял в серии, наподобие фоторепортажа. Некоторых зрителей шокировало сочетание заявленного в произведениях протеста против жестокости войны и бесстрастного натурализма в изображении военных сцен и сюжетов. Впоследствии живописец частично отошел от подробных описаний кровавых военных будней и создал ряд произведений, где описания сменяются драматическим напряжением или почти символическими обобщающими образами ("Апофеоз войны", 1871; "Побежденные. Панихида", 1878–1879).