Зеленцов Капитон Алексеевич
- Просмотров: 25624
Зеленцов Капитон Алексеевич, живописец, рисовальщик
Зеленцов Капитон Алексеевич, (1790, Санкт-Петербург – 1845, Санкт-Петербург), живописец, рисовальщик. Работал в бытовом жанре, портрете, включая миниатюру, занимался офортом и литографией.
До 1826 года служил чиновником в Министерстве внутренних дел, позже Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Заниматься живописью начал самостоятельно. В 1809 году посещал рисовальные классы Академии художеств. В 1812 году копировал картины в Эрмитаже. Возможно, именно тогда познакомился с А.Г. Венециановым, который в это время также много работал в Эрмитаже.
В 1813 году выполнил серию лубков-карикатур патриотического содержания об Отечественной войне 1812 года.
В 1817 году принял участие в издании "Волшебный фонарь, или зрелище Санкт-Петербургских расхожих продавцов", для которого выполнил 40 раскрашенных офортов с изображением бытовых сцен и народных типов.
Произведения 1820-х – начала 1830-х годов позволяют предположить, что в этот период Зеленцов занимался непосредственно у А.Г. Венецианова.
С 1830-х годов, в связи с разорением отца, начал заниматься живописью профессионально, сделав ее основным источником существования. В 1833 году за картину "Мастерская художника П.В. Басина" получил звание академика.
В 1830-е годы Зеленцов активно сотрудничал в литературных изданиях, выполнил иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, М.Н. Загоскина, Ф.В. Булгарина для сборника "Сто русских литераторов" (1833–1841).
Автор книги "Увеселительная азбука, составленная и зарисованная К.А. Зеленцовым".
К.А. Зеленцов написал несколько интерьеров, которые относятся к лучшим образцам этого жанра в русской живописи. Изображения интерьеров были популярны в искусстве первой половины XIX века, особенно в кругу учеников А.Г. Венецианова. Венецианов считал интерьерные изображения школой работы с натуры: "Я никогда не занимал учеников моих исключительно перспективою; производимые ими внутренности комнат [...] должны были быть началом правил знакомства с натурою". В позднем творчестве Зеленцов, внешне придерживаясь принципов венециановской школы, тяготеет к идеализированной академической версии бытового жанра.