Горбатов, Константин Иванович
- Просмотров: 3515
Константин Иванович Горбатов, представитель русского постимпрессионизма.
Константин Иванович Горбатов (1876, 17 мая, Ставрополь Самарской губернии (ныне город Тольятти) — 1945, Берлин) — художник, профессор Петербургской Академии художеств, представитель русского постимпрессионизма. В начале 1890-х годов начал учиться в Самаре у художников Ф. Е. Бурова и А.Егорова. В 1895 поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица. В 1896 году поступил на строительное отделение Рижского политехникума и продолжил обучение живописи в студии Джона Кларка. В 1903 году Горбатов переехал в Петербург и в 1904 году он поступил на архитектурное отделение Академии художеств. С 1905 по 1911 год учился на живописном отделении Академии художеств у А. А. Киселёва и Н. Н. Дубовского. В 1911 году за картину «Приплыли» получил звание художника, заграничную поездку и золотую международную медаль на выставке в Мюнхене. В 1912 году Горбатов поехал в Рим как пансионер Академии художеств. Сначала работал в Вечном городе, а потом по приглашению Горького переехал к нему на остров Капри. Вид на старый город После Италии Горбатов объездил почти всю Европу и вернулся в Россию. В России он постоянно работал: писал пейзажи, виды северных городов и маленьких волжских городков. Некоторая старомодность картин и добротный стиль снискали Горбатову популярность в средних слоях населения и его картины хорошо раскупались. Но после революции его доходы сошли на нет и в 1922 году он с женой выехал из России. С 1922 по 1926 год жил в Италии, на острове Капри, путешествовал по Европе. В 1926 году поселился в Берлине. В берлинский период жизни много путешествует: Финляндия, Великобритания, Палестина. Почти ежегодно ездил в Италию. Работы Горбатова пользовались успехом в Германии и по сравнению с русскими белоэмигрантами он жил довольно зажиточно. Но с приходом к власти нацистов в искусстве стал преобладать стиль Третьего рейха и работы Горбатова в Германии перестали пользоваться популярностью. С началом Второй мировой войны Горбатов безвыездно жил в Германии, а с началом Великой Отечественной войны Горбатовым приходилось дважды в неделю отмечаться в полиции, они лишились возможности выезда из страны. Полученные новые временные паспорта супругам продлевало шведское посольство сроком на четыре месяца. К концу войны Горбатовы жили в страшной бедности, сам Константин Иванович болел. Он скончался в Берлине 24 мая 1945 года, его жена 17 июня 1945 года покончила жизнь самоубийством. После его смерти советский офицер, которому передали квартиру Горбатова, передал в комендатуру Берлина завещание и картины, оставшиеся в квартире. В завещании было написано: Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдёт должным. Последняя воля Горбатова была исполнена и в настоящее время его картины хранятся в Московском областном художественном музее в Новом Иерусалиме.
Комментарии
На картине К.И. Горбатова «Новгород» изображен вид на город со стороны реки. На переднем плане множество лодок с белыми парусами. В лодках множество людей. Скорее всего, это торговцы, которые едут на службу в церковь. Все они плывут к пристани славного великого города Новгорода. В глаза бросается сильная рябь на воде. Но даже сквозь нее видно отражение величественных куполов белой церкви.
В городе ранняя весна. Хотя лед на реке уже сошел, вся земля близ пристани покрыта белым снегом. Под высоким забором центральной части города расположено множество небольших домиков: красные, желтые зеленые. На фоне девственно-бело го снега они выглядят особенно ярко.
От пристани город отделяет широкий высокий желтый забор. Он простирается по всему периметру Новгорода. Возле пристани большие ворота. За высоким городским забором виднеются разноцветные крыши домов. Где-то вдалеке за забором большое скопление людей. Множество людей можно заметить и у городского забора – люди торопятся войти в город.
Величаво и гордо над всем городским видом возвышается белоснежная церковь с цветными куполами. Безусловно, эта церковь – центральная часть картины. Церковь выделяется ярким белым пятном на фоне серого скучного пейзажа городского вида. Художник таким образом подчеркивает важность божественной веры, особый статус церкви. Недаром на полотне купола церкви сильно возвышаются над иными зданиями. В городе больше нет ни одного здания похожей высоты. Только церковь имеет право быть так близко к небу, так близко к Богу. На церковные купола с небес ниспадает божественное свечение.
А народ все прибывает и прибывает. Лодки теснят друг друга настолько, что уже нет мест для их швартовки. И вот уже весь небольшой пятачок реки возле пристани забит лодками с белыми парусами.
Великий русский художник Константин Горбатов, родившийся в городе Ставрополь в 1876 году, является одним из наиболее ярких и центральных представителей русского постимпрессиони зма. Судьба художника была весьма непростой и на долгие годы его творчество было забыто и находилось под запретом в бывшем СССР.
Но уже после распада Советского Союза, его работы и его творчество, как и творчество многих других художников, которые попали под репрессивную советско-больше вицкую систему, стало вновь возвращаться на родину и к нему начал возникать все более значительный интерес. Именно работы Горбатова все чаще можно увидеть на различных выставках, посвященных художникам России прошлого века, а также и в антикварных салонах, где вполне можно найти не одну его картину. Работы художника отличаются добротность своего исполнения и высоким художественным мастерством.
Это же касается его картины под названием «Невидимый град Китеж», которую Горбатов написал в 1913 году. При создании этой картины, художник использовал старинную легенду о древнем, мифическом городе Китеж, который якобы находился в северной части Нижегородской области недалеко от села Владимирское и от города под названием Семенов, который был расположен на реке, носившей название Люнда.
Согласно самой легенде, Великий князь Владимирский по имени Юрий сначала построил на реке Волге град, который потом назвал Малый Китеж, а уже после этого, на берегах озера Светлояр, которое князь обнаружил вскоре недалеко от этих мест, он воздвиг и этот город. Причем историки напрямую связывают название города от княжеского села, которое называлось Кидекши. Согласно историческим данным, это село было расположено недалеко от Суздаля, который захватили и сожгли татары в 1237 году во время нашествия хана Батыя на Русь.
Невидимый град Китеж предстает перед зрителем в виде огромного корабля на озере, на котором находятся самые разные постройки и спущены на воду весла, дабы можно было в любую минуту отправиться в путешествие. О возможности передвижения этого града на воде также свидетельствуют и паруса, расположенные корабле-граде.