Крылов, Никифор Степанович
- Просмотров: 5765
Никифор Степанович Крылов российский художник.
Никифор Степанович Крылов (1802, Калязин — 1831, Санкт-Петербург) российский художник. Родился Н.С. Крылов в бедной семье. Работал в артели странствующих иконописцев. В 1824 г. был замечен Алексеем Венециановым, который пригласил его учиться в Петербург. Под руководством Венецианова Крылов работал около шести лет. По совету Венецианова Крылов начал рисовать с натуры и писать портреты. По словам Венецианова, «он остановился на портретной живописи и в оной отличен».
По сути дела, Крылов остался в истории русского искусства автором одной картины — «Зима» (1827), явившейся первым изображением зимнего пейзажа в отечественной пейзажной живописи. В этой картине последовательно и плодотворно воплотилась система Венецианова, для постижения которой, по словам одного из учеников, «нужна необыкновенная зоркость глаза, сосредоточенность внимания, анализ, полное доверие к натуре и постоянное преследование ее изменений при различной степени и положении света: нужна ясность понимания и любовь к делу». Все указанные качества нашли блестящее воплощение в творчестве Крылова. «Полное доверие к натуре» сказалось уже в том, что живописец при посредстве владельца небольшого химического заводика на реке Тосно поселяется в специальной, построенной для него зимней мастерской, чтобы постоянно преследовать «изменения натуры при различной степени и положении света». Художник не ищет каких-то выигрышных с точки зрения повествовательной занимательности ракурсов, он смело изображает пустынный пологий заснеженный берег реки, оживленный фигурами беседующих крестьянок, женщиной с ведрами да парня, ведущего лошадь. Формы лепятся цветом с учетом рефлексов, отражаемых снегом, причем формы и в тени (фигура парня) написаны цветом, что было новым словом в живописи, на снегу лежат голубые тени — все это придает картине особую свежесть и очарование подлинности. «Любовь к делу» проявляется в естественной красоте, типов крестьян, подмеченной художником, и в неприметной на первый взгляд живой выразительности зимнего деревенского пейзажа, в атмосфере спокойной и мягкой созерцательности, царящей в картине. Столь значительные и неожиданные для того времени достоинства картины Крылова дают право назвать его родоначальником русского деревенского пейзажа.
В последние годы жизни Н.С. Крылов добился больших успехов в портретной живописи. А умер живописец от холеры совсем молодым, хотя немалый талант и большое трудолюбие намечали впереди прочное признание.
Комментарии
Н.С.Крылов яркий представитель Сафонковской школы, именно он стоял у истоков этого направления. Картин художника осталось очень мало. Работа «Русская зима» является самой популярной работой мастера. Полотно было написано с натуры, специально в выбранном художником месте была выстроена целая композиция. Такие условия работы могли позволить себе не все живописцы того времени. После произведение произвело сильно впечатление на выставке.
Художник писал работу, ничего не придумывая. Выбрав место на пригорке, ему был виден весь ландшафт. С пригорка дорога ведет к берегам Тосны. Местность поросла кустарником, а вдалеке виднеется лес. Зимний ясный день делает цвета еще ярче. На небе плывут облака, а снег играет причудливыми тенями.
Уснувшая природа оживляет людей, которые спешат по своим делам. Видимо место очень важное для жителей и находится возле проруба. По той дороге ходят и женщины по воду и одинокий путник. Две женщины встретились и разговаривают, а одинокий парень ведет под узды лошадь. Возможно, он водил ее на водопой. Еще одна женская фигура с коромыслом наперевес бредет по воду.
Вдали виднеется деревянный домик, типичный для русской деревни. Одежда женщин демонстрирует самобытность русского народа и его традиции. Длинные пышные юбки и передник являются традиционным одеянием хозяек того времени. Платок на голове не только спасает от холода, но и сигнализирует о статусе женщины. Картина написана аккуратно, все фигуры можно рассмотреть до мелочей.
Художник демонстрирует трудолюбие русских женщин и их физическую закаленность. От картины веет спокойствием и умиротворенност ью. Н.С.Крылов реалистично передал атмосферу зимнего дня в деревне. Тени на снегу подчеркивают ясность погоды и придают полотну реализма и естественности. Возможно, из-за этого полотно так популярно и сегодня.