Гоген Поль Эжен Анри
- Просмотров: 28088
Гоген Поль Эжен Анри, французский живописец
Гоген Поль Эжен Анри (Gauguin) (1848-1903), французский живописец, график, скульптор. В юности служил моряком, в 1871-83 - биржевым маклером в Париже. С 70-х гг. начал самостоятельно заниматься живописью, пользовался советами К. Писсарро, принимал участие в выставках импрессионистов (см. Импрессионизм). Работал в Понт-Авене (Бретань; 1886), в Арле (1888, совместно с В. ван Гогом). Неприятие современного ему буржуазного общества пробудило у Гогена интерес к архаическому, традиционному укладу жизни, к искусству Древней Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам. Гоген искал вдохновение вдали от центров современной цивилизации. В 1891 он уехал на остров Таити (Океания), после кратковременного возвращения во Францию (1893-95) поселился на островах Океании навсегда. Поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений ("Видение после проповеди", 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; "Жёлтый Христос", 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили программу Гогена с символизмом и привели Гогена и группу работавших под его влиянием художников (так называемая понт-авенская школа) к созданию своеобразной живописной системы - так называемого "синтетизма" (упрощение и обобщение форм и линий, использование обобщенных цветовых плоскостей и т. п.). Эта система получила развитие в произведениях Гогена, написанных на Таити, в которых он, изображая сочную полнокровную красоту Океании с её обилием цветов и плодов, а также живущих в ней цельных, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, стремился воплотить утопическую мечту о жизни человека в гармонии с природой, вдали от современного общества ("А, ты ревнуешь?", 1892, "Жена короля", 1896, "Сбор плодов", 1899, - все в ГМИИ; "Женщина, держащая плод", 1893, "Таитянские пасторали", 1893, - обе в ГЭ). Картины Гогена, подобные панно по декоративности цвета (заполняющего обширные плоскости и играющего определяющую роль в создании эмоционального строя), плоскостности и монументальности композиции, обобщённости стилизованного рисунка, несли многие черты складывавшегося стиля "модерн" и оказали влияние на творческие поиски мастеров группы "Наби" и живописцев начала XX в. Гоген работал также в области скульптуры, графики, керамики.
Лит.: Кантор-А. С. Гуковская, Поль Гоген. Жизнь и творчество, Л.-М., 1965; Б. Даниельссон, Гоген в Полинезии, перевод со шведского, 2 изд., [М., 1973]; А. Перрюшо, П. Гоген, [перевод с французского], М., 1979.