Антокольский Марк Матвеевич
- Просмотров: 30179
Антокольский Марк Матвеевич, русский скульптор
Антокольский Марк Матвеевич (1843-1902), русский скульптор. Учился в петербургской АХ (1862-68) у Н. С. Пименова. Под воздействием В. В. Стасова и И. Н. Крамского сблизился с передвижниками.
Автор произведений на исторические темы, в которых отразились патриотические, гражданственные устремления, тяга к психологизации образа, к верности исторических деталей ("Иван Грозный", бронза, 1871, ГРМ, мрамор, 1875, ГТГ; "Пётр I", гипс, 1872, утрачен, бронза, ГТГ; "Ермак", бронза, 1891, ГРМ). Ряд работ Антокольского воплощает философско- этическую проблематику, трактованную в духе отвлечённо понятых идеалов справедливости и правды ("Христос перед судом народа", мрамор, 1876, ГТГ), иногда с чертами сентиментальности ("Не от мира сего", мрамор, 1887, ГТГ).
Лит.: В. П. Шалимова, М. М. Антокольский, Л., 1970.
Комментарии
(Мордух Матысович)
1843, Вильно – 1902, Бад-Гомбург, Германия
Скульптор, работал в историческом и историко-религи озном жанрах.
Родился в семье трактирщика. С детства увлекался резьбой по дереву, кости и металлу. В 1862–1868 как вольнослушатель посещал занятия на скульптурном отделении Академии художеств сначала у Н.С. Пименова, затем у И.И. Реймерса.
В 1864 награжден малой серебряной медалью за горельеф из дерева "Еврей-портной" , а в 1865 – большой серебряной медалью за горельеф "Еврей-скупой", выполненный из слоновой кости и дерева. В 1868 уехал в Берлин, где полгода учился у немецкого скульптора Р. Бегаса, одновременно посещал занятия в Королевской Академии художеств. Неприятие академизма и классицизма сблизило молодого скульптора с членами Артели художников. В 1871 за статую "Царь Иоанн Васильевич Грозный" удостоен звания академика. В этом же году по состоянию здоровья покинул родину; около десяти лет жил в Риме, более двадцати лет – в Париже, изредка и ненадолго наведываясь в Россию. Антокольский не входил ни в какие объединения, но исповедовал реалистические принципы. В 1880 получил звание профессора скульптуры. С 1893 – действительный член Академии художеств. Член Академии изящных искусств в Париже, Королевской академии художеств в Берлине и Института искусств в Урбино.
В Париже получил орден Почетного легиона за изображение отрубленной головы Иоанна Крестителя на блюде в мраморе. Автор романа "Бен-Изак".
М.М. Антокольский начинал творческий путь с увлечения жанровыми мотивами: "Еврей-портной" (1865), "Еврей-скупой" (1864). Впоследствии преодолел бытовизм и решал серьезные этические и философские задачи, обращаясь к христианской и исторической тематике.
Создавая образы исторических личностей, скульптор обходился без излишней помпезности и аллегорий. Его исторические персонажи отмечены двойственностью и противоречивост ью. В скульптурах Антокольского часто звучит мотив одиночества, непонятости и страдания.
Скульптура "Царь Иоанн Васильевич Грозный" (1875), по определению И.С. Тургенева, "всею сущностью принадлежит к новейшей характерно-псих ологической, живописно-истор ической школе ваяния".
Обращаясь к образам мучеников идеи ("Христос перед народом", 1876), Антокольский часто увлекался бытовыми подробностями и подчеркнутым психологизмом, что не всегда соответствовало широте философско-симв олического замысла. "Мне хотелось, чтобы и мрамор заговорил своим чистым, мощным, лаконическим языком и будил в нас лучшие чувства – красоты и добра [...], – писал скульптор. – Доволен ли я результатом моих работ, отвечу: положительно нет [...]. Пусть же другие скульпторы, идущие за мной, довершат далеко еще не совершенное мною, но пусть не забудут одного, что добро и красота – родные сестры, что язык – их техника, виртуозность, а колыбель их – гармония".