Корзухин Алексей Иванович
- Просмотров: 28090
Алексей Иванович Корзухин, русский живописец
Корзухин Алексей Иванович (1835-1894), русский живописец. Мастер бытового жанра. Учился в петербургской АХ (1858-63). Участник "бунта четырнадцати" (смотри Артель художников), член-учредитель ТПХВ (смотри Передвижники). Для творчества Корзухина характерны социально-обличительная направленность многих произведений, живая непринуждённость жанровых сцен ("Возвращение с сельской ярмарки", 1868, "Перед исповедью", 1877, "В монастырской гостинице", 1882, - все в ГТГ; "Птичьи враги", 1887, ГРМ).
Лит.: Г. Б. Зайцев, Художник Корзухин, Свердловск, 1971.
Комментарии
В 1887 году художник Алексей Иванович Корзухин закончил работу над холстом «Птичьи враги». Автор, который имел крестьянские корни, изобразил утро трех мальчишек-крест ьян. Только поднялось солнце, как они сразу же отправились на важное задание – ловлю птиц на продажу.
Это занятие приносит им неплохой доход, поэтому к нему они относятся очень ответственно. Ребята собрались рано утром и снарядились всем необходимым оборудованием. Они несут клетки для будущей добычи и длинный шест для ловли пичуг. Они одеты в простые, невзрачные, крестьянские рубахи и грубые штаны.
Мальчики идут на охоту босиком, поскольку летом обуваться нет нужды, да и это хорошо экономит скудный, домашний бюджет. Ребята изображены в активных позах. Самый старший – их руководитель – указывает остальным направление, где уже, по-видимому, обнаружил стайку пернатых жертв.
Второй мальчик устремил взгляд по указанному направлению и слегка прикрыл глаза ладонью от яркого восходящего солнца, которое слепит его. Третий малыш с длинным шестом внимательно смотрит на друзей. Видно, что мальчики, отправившиеся в лес, не боятся идти такой опасной дорогой. Они уже привыкли к таким регулярным путешествиям. Друзья отважно шагают вперед по летней листве, нагретой палящим солнцем и увлажненной утренней росой. Художник очень ярко изобразил природу небольшого провинциального городка.
Цветовая гамма, использованная для передачи растительности, — просто восхитительна. Нежный, теплый салатовый оттенок притягивает взгляд. В верхнем левом углу виднеется небольшой отрезок пурпурного неба, озаренного восходящим солнцем. В общем, картина очень глубокая и осмысленная. Она насыщена утренним зноем и уютом, тихой крестьянской жизни молодых ребят, готовящихся вступить в жестокий взрослый мир.
Корзухи н Алексей Иванович признан одним из самых талантливых российских жанровых художников. К сожалению, при его жизни искусствоведени е не относилось к нему серьезно, хотя сегодня его работы представлены в разнообразных музеях и пользуются огромным спросом на выставках.
Весь его талант можно увидеть в картине «Воскресный день». В композиции картины изображен один из дней обычной русской семьи. На поляне собрались все ее члены, здесь есть и дети и их няня.
Малыш в ее заботливых руках и нежных руках, улыбается и смеется. У всех них прекрасное настроение. То же самое отражает состояние природы, солнышко ясно светить, пригревая семейство. Кучер весело играет на гармошке, отец и мать весело пританцовывают, поднимая настроение всем присутствующим.
В середине композиции изображен закипающий самовар. Семейство скоро будет трапезничать и пить чай. Старший сын задорно машет рукой в пляс родителей. Возле него без дела лежит одинокая балалайка. Девушка в синем наряде накрывает на стол. Возле мальчика девчушка в белом, слушает музыки гармони и улыбается.
В его «Воскресном дне» поражает композиция деталей. Тут все прорисовано до мелочей. Вещи семьи лежат в большой груде, там и зонтик, и сумка, и одежда. Вся лесная композиция играет удивительными красками: деревья словно живые, трава невероятно зеленая и сочная, местами цветут лесные цветочки. Над озером легкая туманная дымка, вдали виднеются большие деревья.
От такого живого и веселого сюжета, веет семейным теплом, простотой смехом, запахам приятного обеда. Семья изображена очень искренне. Зрителю хочется самому попасть на эту веселую поляну, закружиться в безумном танце, подыграть гармонисту и просто побывать в этой удивительной весенней атмосфере.
Близкой по духу работам художников-пере движников является картина А. Корзухина «Возращение с ярмарки», написанная маслом на холсте в 1868 году. Однако техника исполнения этого произведения выгодно отличается от полотен других мастеров кисти, посвященных сценам жизни народа.
Алексей Корзухин не просто изобразил бытовой эпизод, а четко проработал композицию картины, главным содержанием которой стало правдивое отображение действительност и. Автор с помощью красок передает светлые стороны человеческих душ, проникаясь симпатией к народу. Живописец передает настроение простого люда выразительно и разносторонне.
Незатейливая картинка возвращения людей с ярмарки написана автором очень лирично, искренне и естественно. Она вызывает у зрителя довольно трепетные чувства и восторг. Рассматривая ее, невольно ощущаешь себя участником действия. Вот вместе с веселыми и удовлетворенным и персонажами возвращаешься пыльной дорогой с ярмарки, наблюдаешь, как они радуются покупкам, словно дети, пускаешься в пляс под удивительные звуки балалайки, наслаждаешься ароматом чистого воздуха и любуешься красотой бездонной небесной синевы.
Подарив нам этот шедевр искусства, Корзухин еще раз уверил всех в том, что является хорошим наблюдателем. На этом удивительном полотне известный художник очень точно и филигранно рисует праздничное настроение обычного ярмарочного дня, передает кистью на холсте радость и веселье в глазах людей.
Эта картина Корзухина имеет глубокий смысл, ведь художник хочет показать зрителю, как, несмотря трудности бытия, жизнерадостный русский народ умудряется веселиться. В этом и есть истинное предназначение художника – изображать увеселение, восторг, лирическое настроения, чистосердечно проникаясь любовью к родному народу. Так что звания академика за картину «Возращение с ярмарки» мастер кисти удостоен заслуженно.
Корзухин – русский художник, творивший в стиле жанровой живописи. Его картины отличаются вниманием к деталям, легкостью руки, тонким знанием сторон жизни разных сословий того времени – крестьянства, купечества, дворянства. Везде он описывает какие-либо характерные сценки, не обращаясь к мифическим или религиозным темам.
Именно пристрастие к жизненности сделало его участником «бунта четырнадцати», когда четырнадцать молодых художников разом вышли из Академии Художеств, протестуя против несправедливости.
В тот год Академии исполнялось сто лет и она проводила конкурс на лучшую картину. Для всех жанровых живописцев определили одну и ту же тему – «Пир в Валгалле». После нескольких петиций и просьб позволить выбирать тему самостоятельно, наиболее свободолюбивые студенты, среди которых был и Корзухин, покинули Академию навсегда.
«Перед исповедью» — одна из знаменитых его картин. Она изображает небольшой храм. Иконы на стенах в позолоте. Горят свечи в светильниках и подсвечниках. За выставленной ширмой, отгородившей небольшой закуток, готовится священник.
Перед ширмой прихожане, желающие попасть на исповедь. Несколько опрятных старушек в платках, старик, молодая дама в богатой одежде, ждущая с аристократическ им чувством собственного достоинства. И дети – немного волнуются, жмутся к взрослым, слушают последние наставления – возможно, для кого-то из них это первая исповедь, и они мучительно перебирают свои поступки, ища грехи. Дал по уху соседу Федьке – грех? Украл яблоко из сада – грех?
Ожидание звенит в воздухе, остальной храм сокрыт в полумраке – там тоже движутся люди, но их нельзя рассмотреть так хорошо и понять, что они делают. Обилие деталей, выражение лиц делает картину живой. Каждому персонажу на ней можно придумать историю – а лучше того десяток историй.
Картина написана в 1877 году маслом на холсте.
Полотно написано художников по ранее разработанному сюжету.
Корзухин тяготел к написанию пейзажей.
Глаза девочек наполнены драматизмом, что-то напугало их в густой чаще. Кто знает, зачем они попали в этот широколиственны й лес. Возможно, они просто гуляли, ходили за ягодами или цветами.
В руках у девочек лукошко. Но вдруг их взгляд устремился куда-то вдаль, где произошло что-то, что заставило их бояться и прижаться друг к другу. Возможно, там, в дали они услышали вой волков или рев медведя.
Богатство русского леса заставляет рисовать в воображения различные сюжеты. На лицах можно видеть не только испуг, но и детское любопытство. На полотне мы можем четко понять мастерство художника Корзухина. Происходящее заполнено светотеневыми эффектами, которые вызывают волнение и беспокойство за бедных крестьянских девочек. Вглядываясь вглубь леса, пугаешься его темной чащей.
Волнение усиливается от эффекта света, который падает на дерево. Его ствол могуч, что говорит о его многовековой истории. Такие леса характерны для нашей страны и являются гордостью народа. По простому одеянию девочек и их босым ногам мы можем увидеть, как жили простые крестьяне в прошлые века. Головы девочек покрыты цветными платками, также на них надеты сарафаны, их носили все русские женщины.
Про полотно Корзухина «Крестьянские девочки в лесу» говорили, что весь задний фон леса выполнен художником Шишкиным, об этом утверждали все, но детальное изучение картины показало, что в ней нет характерных для руки Шишкина штрихов, говорящих о его авторстве. Что еще раз подчеркивает великое мастерство художника.
Пейзажи Корзухина – это великое наследие нашей страны. Его полотна дают возможность видеть не только красоту и мощь русской природы, но и жизнь людей того времени.
Картина находиться на хранении в Пермской государственной галерее.
Никогда не бывали на русском девичнике? Да не на том, который сейчас проводят, а на таком, который сыздавна в русских семьях проводят перед проводами невесты. Это особый ритуал, особое песнопение и особые танцы. Как правило, тон на таком празднике задавали шутихи-обрядниц ы. Это они начинали напевать песни, пританцовывать и у каждой, а их было не менее пяти человек, было своё обрядовое назначение.
Вот посмотрите на это полотно, и всё сразу станет немного ясным. Посередине круга стоит невестка, а вокруг неё поют да пританцовывают шутихи. У каждой из них в руках предмет домашний утвари. У одной метла, которой она метёт перед невесткой – это чтобы путь семейный был чист; у другой ведро с коромыслом – это чтобы вода между супругами не протекала, крепко чтоб держались друг за друга; у другой таз с кочергой – это чтоб застолья хлебосольные были, а у двух других шутих предметы, чтоб погромче бренчали да злых духов отпугивали. И всё этой действо аккурат пред банькой происходит. Только что невестушка из неё вышла, косынкой голову прикрыла и наготу свою полушубком спрятала.
А чуть в стороне за всем этим бабки повитухи присматривают да свахи, да родня. Это тоже важно. Мало ли кто сглазит, али еще, какая пакость случится. Пьют из кружек бражку и тихо между собой обсуждают как что происходит. А в дверях баньки-то наверно уж будущая невестушка задержалась, весело смотрит на обряд. Понимает она наверно, что на будущий год ей вот так же в кругу стоять и тихо принимать обрядовые слова на ум свой девичий.
Художник подловил этот момент, придал ему яркую народность, но при этом постарался не слишком перегибать в древнем обычаи. Селянки если и одеты в праздничное деревенское, то не в сильно нарядное. Он постарался изобразить всё по-простому, по деревенскому. И невестка хороша, да и само полотно динамично.