Роден Рене Франсуа Огюст
- Просмотров: 29526
Роден Рене Франсуа Огюст, французский скульптор
Роден Рене Франсуа Огюст (Rodin) (1840-1917), французский скульптор. Учился в Париже в Школе декоративных искусств. Пользовался советами Ж. Б. Карло и А. Л. Бари. Испытал влияние Донателло, Микеланджело, готической скульптуры. Посетил Бельгию (1871-77), Италию (1875). Уже ранним работам Родена ("Человек со сломанным носом", бронза, 1864, Лувр), статуям "Бронзовый век" (гипс, 1876, ГЭ; бронза, 1880, Лувр) и "Иоанн Креститель" (бронза, 1878, Музей Родена, Париж) присущи характерные для Родена в дальнейшем смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, жизненность в передаче сложного движения и энергичная моделировка объёмов. В 1884-88 Роден создал для г. Кале группу "Граждане Кале" (бронза; установлена в Кале в 1895), суровое героико-драматическое звучание которой, противоречивая эмоциональная атмосфера и ощущение духовной напряжённости героев возникают благодаря беспокойному ритму композиции, контрастам статичных и полных динамики фигур, материальной весомости пластических масс, экспрессии поз и жестов. С 1880 и до конца жизни Роден работал над символически воплощавшей мир человеческих страстей горельефной композицией "Врата ада", навеянной "Божественной комедией" Данте, мотивами античной мифологии, библейских легенд, поэзии Ф. Вийона и современной Родену поэзии. Отдельные темы этой композиции Роден разрабатывал в виде самостоятельных произв. (многочисленные варианты, бронза и мрамор - в Музее Родена, Париж, в Лувре, ГЭ, ГМИИ и других собраниях). Таковы острогротескная фигура "Та, которая была прекрасной Ольмьер" (1885), пронизанная ярким эмоциональным порывом группа "Поцелуй" (1886), исполненная пластической мощи, драматизма и духовного величия статуя "Мыслитель" (1888). С середины 80-х гг. в творчестве Родена всё более нарастает тяготение к усложнённым символическим образам, к выявлению человеческих эмоций - от ясной гармонии и мягкого лиризма до отчаяния и мрачной сосредоточенности. Произведения Родена приобретают эскизный, как бы незаконченный характер, контрастнее становится игра света и тени, а моделировка форм, иногда текучих, - подчёркнуто живописной. Это позволяет Родену, ставшему одним из основоположников импрессионизма в скульптуре, создать впечатление мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи. Вместе с тем Роден всегда сохранял пластическую определённость форм и придавал особенное значение их фактурной осязаемости как важному средству заострения образа. Однако некоторые работы Родена отличаются утратой чувства подлинной монументальности: памятник В. Гюго (мрамор, 1886-1900) и О. Бальзаку (бронза, 1893-97; установлен в 1939) в Париже. Портретным бюстам Родена свойственны острота и цельность передачи характера человека, его внутреннего мира ("Ж. Далу", 1883, "А. Рошфор", 1897, "П. Бертло", 1906, - все бронза). Особую художественную ценность представляют динамичные и лёгкие по исполнению рисунки и офорты Родена.
Творчество Родена дало импульсы художественным исканиям многих, различных по направленности мастеров европейской скульптуры XX в., и в первую очередь его учеников, среди которых Э. А. Бурдель, А. Майоль, Ш. Деспьо, А. С. Голубкина.
Лит.: Б. Терновец, Роден, Л., 1936; Роден. Сб. ст. о творчестве, [пер. с нем.], М., 1960; Д. Вейс, О. Роден, пер. с англ., М., 1969; Goldscheider С., Rodin, v. 1-2, P., 1964; Schmoll I. A., Rodin-Studien, Mьnch., 1975; Chabrun J.-F., A. Rodin, Lausanne, 1975; Bourdelle E. A., La sculpture et Rodin, P., 1978.
Галерея: Роден, Огюст