Татлин Владимир Евграфович
- Просмотров: 27812
Татлин Владимир Евграфович, художник-конструктор
Татлин Владимир Евграфович (1885-1953), советский художник-конструктор, живописец, график, театральный художник. Учился в МУЖВЗ (1902-03 и 1909-10) у В. А. Серова и К. А. Коровина и в Пензенском художественном училище (1904-09). Преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине (1918-21, 1927-30), в петроградском АХ-Вхутеине (1921-35), Киевском художественном институте (1925-27). Член объединений "Мир искусства", "Бубновый валет" (до 1913), "Союз молодёжи" (с 1913). Первоначально был близок к кубизму и футуризму ("Натурщица", 1913, ГТГ), в советское время - к конструктивизму. От формальных экспериментов с материалом (дерево, металл, стекло), предпринимавшихся им в 1910-х гг., перешёл в 20-х гг. к художественному конструированию (орнитоптер "Летатлин", 1930-31, Музей истории авиации, Москва), к проектированию бытовых вещей для массового производства (проекты мебели, одежды, керамики). Создал модель памятника-башни Третьего Интернационала (железо, стекло, дерево, 1919-20, не сохранился), оформил многочисленные театральные постановки ("Дело" А. В. Сухово-Кобылина, Центральный театр Советской Армии, Москва, 1940).
Лит.: Н. Пунин, Татлин. (Против кубизма), П., 1921; А. Абрамова, Татлин, "Декоративное искусство СССР", 1966, Й 2.
Комментарии
1885, Москва – 1953, Москва
Живописец, график, сценограф, дизайнер, архитектор. Автор натюрмортов, контррельефов.
По происхождению дворянин. Отец художника был инженером-техно логом. В юности Татлин много путешествовал, служил юнгой и матросом на кораблях. Мотивы корабельных конструкций – мачты, паруса, штурвалы – часто встречаются в его художественных объектах. Учился в Харьковском реальном училище, в 1902 – в МУЖВЗ, в 1905–1910 – в Пензенском художественном училище, в 1904 – в Одесском училище торгового мореплавания. В период формирования художественного мировоззрения особенно важным стало освоение будущим мастером законов древнерусского искусства и одновременно общение с представителями московского и петербургского авангарда (М.Ф. Ларионовым, братьями Бурлюками).
В начале 1910-х занимался живописью, соединяя элементы неопримитивизма и кубизма. Летом 1912 организовал собственную студию, в которой занимались Л.С. Попова, Н.А. Удальцова, Р.Р. Фальк, К.С. Малевич.
В 1914 сопровождал в качестве "слепого" певца-бандурист а русскую кустарную выставку в Берлине. В этом экстравагантном облике он посетил в Париже мастерскую П. Пикассо. В том же году, возвратившись в Москву, устроил "Первую выставку живописных рельефов". В течение ряда лет работал над контррельефами ("Контррельеф", 1916).
В основе неутомимого экспериментатор ства В.Е. Татлина лежал азарт изобретателя и творца. К какой бы области искусства он не обращался, обязательно стремился к новаторству. Татлин одним из первых утвердил равенство живописи и прикладного искусства, заставив служить палитре художника наравне с красками дерево, стекло, металл, открыв бескрайние возможности в этом направлении для искусства ХХ века.
Основоположник конструктивизма , идеолог и практик этого направления, он был не только его мастеровым, но и пророком наряду с К.С. Малевичем.
После революции активно участвовал в организации художественной жизни. В 1919–1920 создает проект и модель своего самого известного произведения – "Памятника III Интернационалу" ("Башни Татлина"), которое стало воплощением "синтеза методов живописи, скульптуры и архитектуры". Вторым значительным утопическим проектом мастера стал летательный аппарат "Летатлин" (1929–1932), являющийся результатом синтеза форм организма и механизма. Художник много работал как дизайнер. В последние годы, когда его эксперименты были объявлены "вредным формализмом", занимался станковой живописью и новаторскими поисками в сценографии. Творческое наследие Татлина постигла печальная участь. Большинство его объемных конструкций, "заключенных" в запасниках советских музеев, разрушились. В наши дни многие из них реконструирован ы.
Владимир Татлин с 1913 года предпринимает свои первые революционные попытки создания эскизов на стыке двух родственных областей искусства: скульптуры и живописи. Результатом художественных экспериментов стали «контррельефы». Готовые живописные построения своим появлением знаменовали для дизайнера новый резкий виток в творческой деятельности. Ранее он занимался фигуративной живописью и был известен, прежде всего, как художник театра.
В своей мастерской Татлин превратился из живописца в инженера: вместо кистей и масляных красок его окружали молотки, станки, пилы и другие инструменты.
Весной 1914 года в Москве уже открылась первая выставка «материальных подборов» мастера. Экспозиции представляли собой трехмерные картины, элементы которых были разнообразной формы, материала и крепились к основе. Художник концентрировал внимание на характере поверхности материала и на его текстурных свойствах.
Присущий началу XX века кубизм в трудах живописцев трансформировал ся у Татлина в рельефные композиции из металлических конструкций, деревянных плоскостей, стекла и штукатурки. Невиданные ранее сочетания в работах создали особый эстетический эффект. Конструктивизм был для дизайнера новым способом видеть окружающий мир: пластический, пространственны й, скульптурный…
Само понятие «контррельеф» противопоставля ется в искусстве «рельефу» – античным и средневековым традициям в изобразительном творчестве. Необычные конструкции, без сомнения, тоже грандиозны и красивы, но по-другому – завораживает логичность их построения и убедительная завершенность. Глядя на экспонаты Татлина, видишь скелеты городов будущего, их нерушимый фундамент и смелое устремление в небо и Космос.
«Контррельефы» являют собой некий художественный мост между классической живописью и направленной в будущее авангардной архитектурой.