Шварц Вячеслав Григорьевич
- Просмотров: 28362
Шварц Вячеслав Григорьевич, русский живописец
Шварц Вячеслав Григорьевич (1838-1869), русский живописец. Основоположник историко-бытового жанра в русской живописи. Учился в петербургской АХ (1859-63), работал в Германии (1861) и Франции (1863-64 и 1867). Шварц тщательно воспроизводил бытовую обстановку исторического события, раскрывал своеобразие жизненного уклада и национального характера русских людей минувших эпох ("Иван Грозный у тела убитого им сына", 1864, ГТГ; "Сцена из домашней жизни русских царей", 1865, ГРМ), использовал реальный национальный пейзаж как равноправный элемент исторической картины ("Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче", 1868, ГТГ).
Лит.: А. Г. Верещагина, В. Г. Шварц, Л.-М., 1960.
Комментарии
1838, Курск – 1869, Курск
Исторический живописец и рисовальщик. Был основоположнико м историко-бытово го жанра в русской живописи.
Родился в семье генерала, участника войны 1812 года. В 1853–1859 учился в Александровском (бывшем Царскосельском) лицее, затем поступил на службу. Одновременно посещал занятия на историко-филоло гическом факультете С.-Петербургско го университета и в Академии художеств, в мастерской Б.П. Виллевальде. Окончил Академию со званием классного художника 3-й степени. В 1860 награжден малой серебряной медалью за рисунок "Иван Грозный под Казанью". В 1862 четыре месяца провел в Германии. В 1863–1864 и в 1867 побывал во Франции, где познакомился с современным французским искусством и много работал с натуры. В 1864 за картину "Иван Грозный у тела убитого им сына" (1864), написанную в Париже, награжден малой золотой медалью. С 1865 – академик Академии художеств; звание присвоено за картину "Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче" (1865). С 1868 – почетный вольный общник Академии. Жил и работал в С.-Петербурге и в своем имении Белый колодезь Курской губернии. Умер в Курске внезапно, от болезни почек.
В.Г. Шварц интересовался темами из русской истории XVI–XVII веков, археологически точно воспроизводил обстановку исторического события. Был действительным членом Русского Археологическог о общества. Считался неплохим пленэристом. При создании исторических произведений выработал новый подход к изображению выдающихся личностей прошлого. Так Иван Грозный в трактовке Шварца (рисунок "Иван Грозный у тела убитого им сына в Александровской слободе", 1861) предстает как двойственная – жестокая и трагическая личность, не находящая понимания и оправдания у окружающих. Работая над своими картинами, Шварц не только интересовался бытовыми подробностями жизни исторических героев, стремился археологически точно воспроизводить обстановку ушедших времен, но и обращался к психологическим аспектам раскрытия мотивов поступков персонажей.
Замечательны успехи художника в плане овладения достижениями пленэрной живописи и мастерской передачи света. В одной из лучших своих картин "Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче" (1868) живописец продемонстриров ал мастерство композиционного построения, колористическое богатство и тонкость владения жанром национального пейзажа. Но главной особенностью этого полотна стало введение в историческую тематику социального аспекта, связанного с сопоставлением жизни народа и правящей верхушки русского общества.
Внезапная смерть художника не позволила ему полностью раскрыть свое дарование, но даже тем немногим, что он создал, мастер внес серьезный вклад в развитие реалистического искусства. "Как от "Свежего кавалера" Федотова пошла наша бытовая живопись, так от "Ивана Грозного" Шварца пошла настоящая историческая живопись", – писал В.В. Стасов.