Попова Любовь Сергеевна
- Просмотров: 26242
Попова Любовь Сергеевна, живописец, график, дизайнер, сценограф
Попова Любовь Сергеевна (1889, село Ивановское Московской губ. – 1924, Москва), живописец, график, дизайнер, сценограф. Создатель беспредметных композиций. Происходит из семьи богатых московских фабрикантов. В 1907 посещала студию С.Ю. Жуковского, в 1908–1909 – школу К.Ф. Юона и И.О. Дудина, где осваивала принципы импрессионизма. Много путешествовала по Европе. Впечатления от живописи итальянского Ренессанса соединились в ее творчестве с увлечением современными художественными течениями. В 1912–1914 жила в Париже и училась в академии Ла Палетт у кубистов Ж. Метценже и А. Ле Фоконье. В 1912 работала в студии В.Е. Татлина "Башня". В 1916–1917 – член группы "Супремус", созданной К.С. Малевичем. В 1918–1923 преподавала во Вхутемасе, в 1920–1923 работала в Инхуке под руководством В.В. Кандинского в секции монументального искусства.
Л.С. Попова – одна из самых ярких представительниц русского авангарда, прошедшая в своем творчестве путь от кубизма к конструктивизму. По возвращении из Франции в Россию разрабатывала собственные принципы кубизма, придавая ему монументальное звучание. Это качество появляется в работах Поповой также под влиянием древнерусского искусства. В ее картинах 1910-х годов кубизм обретает декоративность. Особое внимание художница уделяла обработке живописной поверхности, добиваясь выразительного разнообразия фактур. "Композиция с фигурами" (1913), "Скрипка" (1915) – самые значительные работы этого периода.
Под влиянием контррельефов В.Е. Татлина обращается к "скульпто–живописи". В 1916–1917 создает серию "живописных архитектоник". Они представляли собой комбинации цветных геометрических плоскостей. В отличие от супрематических работ К.С. Малевича эти плоскости обретают вес, тектоническое соотношение масс, ощущение верха и опоры композиции.
Следующим этапом стали "пространственно-силовые построения". Эти изображения состоят из прямых и кривых линий-лучей. В ряде работ они прорывают плоскости различных геометрических очертаний. Формы в стремительном темпе как бы несутся в пространстве. Зачастую фоном служит незакрашенная деревянная доска. Красочная фактура рельефная и шероховатая. В результате усиливается вещественность изображения. После 1922 Попова вместе с другими художниками-конструктивистами отказалась от станковой живописи и обратилась к работе в области дизайна. Она выполняла эскизы тканей и одежды. В 1922 оформила спектакль В.Э. Мейерхольда "Великодушный рогоносец", где традиционные декорации заменила механизмом для игры актеров в духе конструктивизма.