Якунчиковой-Вебер Мария Васильевна
- Просмотров: 25933
Якунчиковой-Вебер Мария Васильевна, график, живописец
Якунчиковой-Вебер Мария Васильевна (1870, Висбаден – 1902, Шен-Бужери), график, живописец, мастер прикладного искусства. Одна из первых женщин художниц русского Серебряного века. Происходит из семьи крупного фабриканта и мецената. Жила в основном во Франции. В 1885–1889 училась в МУЖВЗ, в 1889–1894 в Академии Ф. Жюльена в Париже. С 1902 занималась цветной гравюрой. М.В. Якунчиковой-Вебер, несмотря на то, что большую часть времени художница проводила за рубежом, были близки национально-романтические искания Абрамцевского кружка. Она состояла в творческой и дружеской переписке с Е.Д. Поленовой: их сближал интерес к народным промыслам. Под влиянием стиля модерн художница обращалась к прикладным техникам и создавала новые формы синтеза прикладного и станкового искусства, такие как выжигание по дереву в сочетании с масляной живописью. Принцип витража (клуазонизма) она применяла также в акварели и гуаши. Обновила живописными приемами вышивание и аппликацию.
Работы М.В. Якунчиковой-Вебер, навеянные образами древнерусской архитектуры, а также посвященные теме усадебной культуры, окрашены особым настроением таинственной жизни, что сближает творчество художницы с поисками В.Э. Борисова-Мусатова. По технике исполнения ее работы масляными красками отличаются особой обработкой поверхности и напоминают переливом тающих мазков перламутровые инкрустации. Лучшие картины – "Чехлы" (1897) и "Из окна старого дома. Введенское" (1897) – находятся в Третьяковской галерее. Во Франции Якунчикова испытала влияние символизма, что отразилось в ее офортах: "Страх" (1893), "Запах" (1894–1895). Была одной из провозвестниц символизма и модерна в России. Печатью символизма отмечены и ее пейзажи, окрашенные ностальгическим настроением. Работы публиковались в журнале "Мир искусства", второй номер журнала за 1899 год вышел с обложкой, исполненной художницей.