Грабарь Игорь Эммануилович
- Просмотров: 30392
Грабарь Игорь Эммануилович, живописец
Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960), советский живописец и искусствовед. Народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в петербургской АХ (1894-96) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-98). Преподавал в МГУ (профессор с 1921), МХИ (1937-43, директор), ИЖСА (1943-46, директор). Директор Института истории искусств АН СССР (с 1944). Член объединения "Мир искусства" и Союз русских художников. С начала 1900-х гг. Грабарь, творчески используя живописные методы импрессионизма, работал над жизнерадостными, мажорными по цвету, пронизанными светом пейзажами, воссоздающими в каждом из полотен обобщающий образ русской природы ("Сентябрьский снег", 1903, "Февральская лазурь", "Мартовский снег" - оба 1904, все - в ГТГ); позже Грабарь создал ряд натюрмортов, в которых, стремясь передать красоту и поэзию материального мира, пользовался приёмами (письмо густыми, рельефными мазками), близкими к неоимпрессионизму ("Неприбранный стол", 1907, ГТГ). В 1905-06 Грабарь участвовал в издании революционного сатирического журнала "Жупел" и "Адская почта". Не только как живописец, но и как проницательный и тонкий художественный критик Грабарь активно участвовал в современной ему художественной жизни, как историк искусства сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания: создал ряд монографических исследований о творчестве И. Е. Репина, И. И. Левитана, В. А. Серова и других русских художников, был инициатором издания, редактором и автором важнейших разделов первой "Истории русского искусства" (т. 1-6, 1909-16), в которой ставились и на широком, во многом впервые опубликованном материале исследовались проблемы происхождения, развития и национального своеобразия русской художественной школы. Научные интересы Грабаря сказались и в его практической деятельности. Знаток и пропагандист архитектуры русского классицизма, он создал неоклассицистический проект больницы (осуществлён в 1909-14; ныне санаторий "Захарьино") под Москвой. В 1913-25 возглавлял ГТГ, где перестроил экспозицию по историко-художественному принципу и издал каталог (1917). В советское время Грабарь стал одним из основоположников системы и научной методики охраны и реставрации памятники искусства, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель); с его именем связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства XI-XV вв. В живописных работах советского времени Грабарь продолжал воплощать собирательные образы русской природы ("Ясный осенний вечер", 1923, ГТГ), работал также над портретами деятелей советской культуры (портрет С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба "Абрамцево") и картинами на историко-революционные темы ("В. И. Ленин у прямого провода", 1933, ЦМЛ). В советское время Грабарь продолжал также публиковать исследования и статьи о русском искусстве, был главным редактором и одним из авторов "Истории русского искусства" (т. 1-13, 1953-69). Государственная премия СССР (1941).
Соч.: И. И. Левитан. Жизнь и творчество, М., 1913 (совместно с С. Глаголем); Репин, т. 1-2, М., 1963-64; О древнерусском искусстве, М., 1966; О русской архитектуре, М., 1969; В. А. Серов, 2 изд., М., 1980; Письма, [т. 1-3], М., 1974-83.
Лит.: О. И. Подобедова, И. Э. Грабарь, М., [1964]; Н. В. Егорова, И. Э. Грабарь, М., 1979.
Комментарии
1871, Будапешт – 1960, Москва
Живописец, историк русского искусства, реставратор. Работал в жанрах пейзажа и натюрморта.
Окончил юридический факультет Петербургского университета (1889–1893), одновременно слушал лекции на историко-филоло гическом факультете. В 1894–1896 учился в Академии художеств у И.Е. Репина, затем в школе А. Ашбе в Мюнхене, где позже преподавал (1898–1901). С 1901 стал членом объединения "Мир искусства", с 1904 – СРХ. Много раз совершал поездки по Европе, в 1914 был в Египте, в 1924 – в США.
И.Э. Грабарь один из самых последовательны х русских импрессионистов . Художник владел секретом радужного сияния красок, радостного открытия мира. Он использовал живописную систему дивизионизма. Лучшие свои работы ("Февральская лазурь"; "Мартовский снег", обе – 1904; "Хризантемы", 1905) художник создал в 1900-е годы. Развивая традиции московской пейзажной школы (А.К. Саврасова и его учеников), Грабарь передавал свое мажорное, эмоциональное отношение к природе. Живопись 1900-х годов стала кульминацией "зимней" темы в русском пейзаже. Художник умел сосредоточить внимание на одном мотиве – дереве, поверхности снега, луче солнца – и передать всю значительность и яркость этих явлений природы.
В советский период Грабарь много и плодотворно работал как художник. Им был создан ряд замечательных портретов, пейзажей, натюрмортов. Его импрессионистич еская система изменилась под влиянием соцреализма. Впрочем, в 1950-е годы старый мастер находит в себе мужество выступить против ограниченного понимания реализма как натурализма.
Грабарь вел огромную искусствоведчес кую работу: по его инициативе и под его редакцией в 1909–1916 годах вышла в свет первая "История русского искусства". В 1913–1925 годах он возглавлял Третьяковскую галерею. В 1919–1930 – был директором, а с 1944 – научным руководителем Центральных реставрационных мастерских, созданных по его инициативе и ныне носящих его имя.
На картине И.Э. Грабаря изображён мартовский день. Это сельский пейзаж. Молодая девушка шагает, неся на коромысле два ведра. Она торопится за водой. Это видно по тому, что она несёт коромысло на одном плече. На её голове – теплый платок, девушка одета в темную телогрейку и юбку до пола. А за окном уже март, и всё же девушка одета тепло.
Не зря в народе говорят, что когда настал марток, надо надевать двое порток. Ведь при том, что становится теплее, особенно на солнце, на улице всё же сыро. И особенно ощущается это к вечеру. Понять, что вечереет, можно по синим теням деревьев на тающем снегу. Такая тень может получиться только в рыжих лучах заката. На дорожках снег уже стаял. Тропинка уходит куда-то вдаль, и девушке, чтобы набрать свежей водицы, нужно проделать ещё большой путь к колодцу.
Видно несколько деревянных избушек. Справа – деревья, они уже скинули с себя теплые снежные шапки и ждут тепла. Только земля еще не торопится сбросить с себя пуховое одеяло снега. Мы видим на картине всю эту снежную толщу, которая не скоро сдастся лучам всё прибывающего мартовского солнца. Но снег уже стал ноздреватым, с ледяными, оплавленными солнцем, комочками сверху. Но и этот постаревший снег представляется художнику чем-то дивным. Грабарь уловил ту ускользающущю голубизну снега, которую можно увидеть только в определённое время дня, точнее, когда день вот-вот сменят сумерки.
На улице – умиротворение, так тихо и спокойно, и только слышно как ступает девушка, ломая тонкую ледяную корочку, образовавшуюся на дорожке. Лишь этот хруст раздаётся в тишине. В воздухе уже пахнет весной, и чтобы показать это, картина написана мягко и легко. Зрителя картина привлекает незамысловатост ью сюжета, гармонией и красотой сельской жизни. Художник изобразил обычные будни жителей деревни. Но он увидел в них неподражаемую красоту. Грабарь любуется пробуждающейся природой, восхищается наступающей весной, стремясь показать пока ещё скрытую мощь талой воды, которая вот-вот ворвётся ручьями в деревенский пейзаж.
Игорь Грабарь родился в семье общественного деятеля, в г. Будапешт. Из-за открытого конфликта с местной властью, отец будущего художника вынужденно вывез свою семью в Россию.
Общественное положение отца позволило мальчику получить замечательное образование: сначала юридическое, а потом художественное в питерской Академии Художеств.
Жизнь в «определенных кругах» дала Грабарю возможность принимать участие не только в России, но и в многих заграничных художественных выставках.
Октябрьская революция не внесла существенных изменений в творчество автора. Он писал много пейзажей и иных композиций, в том числе «придворных».
Кроме этого, Грабарь успевает заниматься активной искусствоведчес кой деятельностью и с 9012г. официально назначается распорядителем Третьяковки.
Все это позволяет ему не просто быть знакомым, но и дружить со многими политическими деятелями прошлого века. Так в его друзьях появляется жена Троцкого – Наталья Седова.
Когда начались репрессии с приходом Сталина, Грабарь оставил все политические посты и снова начал много рисовать. Именно в это время появился портрет молодой девушки «Светлана». Даже сейчас эта картина покрыта ореолом тайны, потому что точно неизвестно кто именно на ней изображен.
Портрет пользовался большой популярностью у ценителей. Ходил миф о том, что на картине дочь Сталина, которую звали Светлана. Опровергнуть или подтвердить эту версию доподлинно нельзя, так как Светлану никто никогда не видел, фотографий ее нет.
Естественность позы, проникновенност ь юного взгляда, спокойствие улыбки – все это передано художником с помощью серых тонов окружающего девочку фона.
Сам Грабарь был влюблен в этот портрет. Работал вдохновенно и написал «Светлану» за один день. Нежное отношение Грабаря к девочке прослеживается в каждом мазке.
Художественный критик, искусствовед, реставратор, педагог, архитектор, художник и все об одном всесторонне развитом человеке Игоре Грабаре, который из-за своей титанической работы на культурном поприще не мог не войти в историю, отдыхом он считал смену одного вида деятельности на другой.
Кроме того, Грабарь много путешествовал и везде при этом, чему-то учился, после возвращения домой в 1900 году, у него начался «творческий период», после долгого отсутствия он заново влюбляется в русскую природу. Грабарь, вдохновлен этой любовью, начинает усиленно работать как художник, он создает много произведений, что характерны для русской деревни.
Картина «Яблоки», как нельзя лучше описывает трепетное отношение художника к русской природе ее первобытности. На картине изображен деревенский стол, на котором стоят тарелки, типичные для деревни кувшины, а по столу небрежно раскиданы яблоки, преимущественно желтого цвета.
Работа «Яблоки» — это натюрморт, который написан в стиле импрессионизма, так как именно художники этого течения вдохновили автора на написание картин, после того как он увидел их картины в галереях Европы. Но Грабарь не следует слепо всем идеям импрессионизма, он пытается внести отечественную лепту, показать импрессионизм по-русски.
И следует признать, что попытки «русифицировани я» импрессионизма были небезуспешны, ведь при взгляде на изображение, вспоминается всегда открытый, уютный дедовский дом, разноцветный летний сад, где витают разные манящие запахи природы.
Русский зритель, не просто видит красивую картину, он сразу понимает, что это написал человек любящий русскую природу и знающий русскую душу изнутри. Создается впечатление, что полотно передает даже сладкий запах яблок, которые имеют вкус беззаботного детства.
Картина написана в 1907 году. Это произведение импрессионистск ого стиля. Создается ощущение, что оно не написано красками, а соткано из тончайшего кружева. Сначала даже невозможно поверить, что рассвет зимой может так необычно выглядеть.
Художник увидел в обычном лесу волшебную сказку. Зрители смотрят на эту картину, и она их полностью зачаровывает. Невозможно оторваться от этого звучания зимних красок. Лучи солнца пробиваются сквозь ветки деревьев. На них причудливые наряды, сотканные из нежнейшего пуха. Белоснежный покров вдруг становится румяным, создается впечатление, что это румяные щечки ребенка. Грабарь сумел передать все это очарование с помощью великолепной игры цвета.
Мы видим великолепное утро. Снег искрится под лучами солнца. Все это передается необыкновенными оттенками. Утром мороз более крепкий, он окрасил деревья в синий цвет. Лучи солнца окрашивают снег в разные оттенки, кажется даже, что он немного зеленоватый. Эти оттенки словно предсказание грядущей весны, когда зеленью покроются все деревья и земля. Но это будет лишь потом.
Сейчас все деревья и земля укутаны в пуховые покрывала. Ветви деревьев склоняются до земли под тяжестью массы снега. Каждая ветка выписана невероятно мастерски. Создается впечатление, что они из хрупкого хрусталя. Кажется, заденешь случайно такую ветку, и она вся тут же рассыплется.
Под деревьями большие сугробы. Скорее всего, ночью шел снег. Покрывало еще абсолютно девственное: на снегу нет следов зверей или людей. Мы видим утро, но уже скоро привычный шум наполнит весь лес.
Но пока солнце робко посылает свои лучи сквозь ветки. На снегу невероятно живописные тени в виде линий лазурного цвета. Они словно начерчены по линейке.
На полотне для неба почти нет места. Можно увидеть лишь его небольшие кусочки. Но даже так можно заметить, что на нем нет облаков, а это является предвестником солнечного дня.
Грабарь использовал в картине холодные краски. Она словно освежает нас зимним легким морозом и полным спокойствием, царящим во всем. Живописец сумел передать красоту утра. Все элементы картины передают очарование природы.
И.Грабарь был незаурядной личностью даже среди своих знаменитых современников. Он и рисовал, и писал, преподавал и учился сам. После европейской поездки, под впечатлением французских импрессионистов и постимпрессиони стов, Грабарь создал целую серию натюрмортов, напоминающих по технике исполнения импрессионизм. Среди этих натюрмортов одним из знаменитых является «Неприбранный стол».
Исполненная короткими и густыми мазками, картина гармонично соединяет все элементы натюрморта в единое цветовое целое. Это достигнуто благодаря виртуозно воспроизведенны м цветным бликам.
Такой же техникой передана игра света в пространстве картины и сама среда натюрморта. Здесь каждый элемент (предмет) имеет свою фактуру: посуда, бокалы, рюмки и стакан сияют, прозрачное стекло через себя игриво передает насыщенные оттенки, а букет цветов сочетает нежность с яркостью. В этом и заключается в исполнении И. Грабаря поэзия окружающего человека мира. Все рядом, в нашей обыденной обстановке. Но на картине композиция не является случайной. Здесь все продумано.
Отброшенный край скатерти прерывает цветовую гамму стола и соединяет его с окружением, в то же время показывая, что за столом были свои. А почему же неприбранный стол. Может это мотив придающий картине естественность? Вот и думай: может быть спешили? Может и спешили, тем более, что ни все выпили. А может были горячие дискуссии об искусстве и живописи? И это возможно.
В любом случае «Неприбранный стол» И.Грабаря, наряду с другим картинами из серии ранних натюрмортов, приходится на переломный для жанра период в отечественной живописи. В начале ХХ века в России натюрморт стал равным с другими жанрами. Здесь, конечно же, и заслуга И.Грабаря, создателя серии самобытных натюрмортов, среди которых и «Неприбранный стол».
Уже в XX веке Игорь Грабарь начинает развивать всеми излюбленный жанр IX века – натюрморт. В картине «Натюрморт» прекрасно видно сочетание реалистичной передачи света, которые так наглядно и точечно изменяют окрас отдельных предметов. Игорь Грабарь выполняет натюрморт, делая акцент не на субъективное видение, а при помощи воздушно-светов ой атмосферы предоставляет зрителю видеть объективную данность нарисованного.
Картина представляет собой довольно плотную сетку, которая на самом деле состоит из большого количества небольших мазков, которые на некотором отдалении перемешиваются между собой и создают впечатления вездесущего разлитого света, который окружает все предметы. Этот стиль всегда и отличал Грабаря от остальных мастеров. Стоит отметить, что основным критерием к написанию картины является точка зрения, которая присутствует у зрителя в определенный момент. Очевиден тот факт, что картина написана в преобладании яркого света. При этом отлично видны и блики и игру света и тени. В том случае, если рассматривать данное творение вблизи, то сперва может показаться, что вся картина состоит из этой россыпи бликов. Если смотреть со стороны на данное произведение, то картина сразу наполняется перламутром, который легкой россыпью распространяетс я по всей поверхности.
Стоит также добавить, что Грабарь был первооткрывател ем нового понимания в этом традиционном жанре. Естественно, он не был основоположнико м этого жанра, а всего лишь сумел трактовать его совершенно по-новому. Как видно с этой картины, он не просто переносит предметы на холст, но и благодаря игре тени и света, передают всю силу красок. Таким образом, получается не просто натюрморт, а произведение, наполненное совершенно другим звучанием, где видно торжество света.
Полотно «Рябины» Игоря Эммануиловича Грабаря относятся к достаточно позднему периоду творчества художника. Картина датирована 1924 г. Именно в этот период, после почти четырнадцатилет него перерыва (когда художник занимался научной деятельностью и практически не писал) Грабарь вновь берет в руки кисть.
Построение картины достаточно простое. Несколько рябинок, заполняющих практически все полотно, написаны на фоне неба с элементами деревенского пейзажа. Совсем простой сюжет. Однако, что-то в этой картине настораживает. Чувство, это скорее интуитивное вначале, при внимательном рассмотрении картины порой даже переходит в ощущение легкой тревоги.
Верхняя часть картины выполнена в темных тонах: темно-синее небо, темно-зеленая листва рябин (хотя на картине явно изображена осень!) и ярко-красные, лишь намеченные художником, гроздья ягод… Дальний план, выполнен в более светлых тонах, что только усиливает ощущение беды, нависшей над тонкими деревцами. И это достаточно необычно, ведь в целом полотно написано в светлых тонах.
Удивляет и то, что свет на картине Грабаря падает на объекты несколько нереально. Освещенная солнцем деревня и стволы рябин, тень, падающая от стволов деревьев – все это говорит о том, что источник тепла и света находится со стороны зрителя. И в тоже время именно оттуда надвигается темнота, которая наблюдается в верхней части картины. Что хотел этим показать художник? Что над страной нависла грозная туча, но она пройдет и снова выглянет солнце? Вряд ли это станет когда-нибудь известно.
Однако, скорее всего, Грабарь, постепенно отходивший в тот момент от манеры письма французских импрессионистов , в очередной раз экспериментиров ал с прорисовкой света и тени, уходя от четкого разложения цветов и окончательно обретая собственный стиль, обобщающий красоту русской природы.
Грабарь развивает в 20 веке столь популярный в 19 столетии достаточно традиционный жанр натюрморта. В его картине «Хризантемы» своеобразным образом соединяется несколько разных жанров.
Главное – та точка зрения, которой придерживается зритель в тот или иной момент. Когда мы рассматриваем пейзаж достаточно близко, то видим лишь крупные цветы. Но при изменении точки зрения, когда на натюрморт смотрим как бы издали, становятся видны и другие детали интерьера. Привычные границы жанра мастерски размыты цветописью импрессионистск ого характера. Все изображение словно состоит из одной субстанции.
Картина написана в 1905 году. Важно, что создано это великолепное творение в интерьере яркого света. Все предметы словно пушистые. Если рассматривать рельефную живопись вблизи, то кажется, что она — целые невероятные по красоте россыпи теней и словно сказочных бликов. Если же немного отдалить картину и смотреть на нее со стороны, то ее немедленно наполняют чудесные переливы великолепного перламутра.
Хризантемы ярко-желтого цвета в синеватом свете, который на них падает, причудливым образом меняют свой цвет. Кажется, что цвет становится совершенно иным, приобретая некий зеленоватый оттенок.
Грабарь своими великолепными натюрмортами открыл совершенно новое понимание этого, казалось бы, традиционного жанра. Его трактовка абсолютно новая. Он не просто изображает предметы, но и умело играет светом и тенью, использует всю силу красок и света. В итоге мы видим не просто натюрморты, а нечто большее. Границы творений чудесным образом раздвигаются. Картины наполняются новым содержанием и иным звучанием.
Важно, что во всех работах Грабаря импрессионистск ого жанра всегда торжествует свет. Он господствует над всем, озаряя все вокруг и проникая в детали, создавая совершенно новые ощущения.
Тематика природы всегда волновала творческих людей в России. Поэтому превозносили бескрайние просторы, художники воспевали красивые многовековые деревья, являющиеся для жителей образом мощи и поклонения.
Один из таких художников двадцатого века – И.Э.Грабарь, решил запечатлеть в своих произведениях известные всем деревья, которые не могут оставить никого равнодушным. Поэтому мы видим, как перед нами предстает картина «Рябинка», в которой краски природы переливаются на солнце, что создает ощущение именно того, как прекрасно выглядят наши поля, ведь у них есть много всего прекрасного.
Обычно такой пейзаж вдохновляет всех, и именно поэтому, учителя выбирают его в качестве тематики сочинения.
Когда впервые вы взглянете на пейзаж, то вскоре поймете, что автор его выбрал не случайно. Поэтому, не упустите возможность полюбоваться дарами русской земли.
Но на переднем плане вы можете четко увидеть, что стоит рябинка, которая, судя по цвету листьев, готовится сбросить их и перейти на сторону осени. Видно, что наливаются спелые гроздья рябины, потому что красный цвет, цвет осени, символизирует сбор плодов, подведение итогов. Неподалеку, на опушке леса, видна маленькая деревушка, в которой наверняка происходит самый разгар осенне – полевых работ. Там кипит своей бурной жизнью, в то время как у леса свои законы – тишь, замирание, подготовка к зиме.
Но тут же мы видим, как по обе стороны от красной рябины располагаются две стройные березки, по красоте и изяществу ни сколько не уступающие своей главной героине. Все те же ажурные и великолепные золотые серьги, развешанные на ветках. Только представьте, как повезло художнику, который в это время находился там. Ведь такую красоту не возможно просто пересказать. На заднем фоне виднеется поле, усеянное пшеницей или рожью. Все это создает впечатление полноценной красивой картины поздней осени, когда природа готовится к наступлению зимы.
Изображение зимнего пейзажа на картине русского художника Игоря Грабаря передает настроение зимнего леса, уже готовящегося к приходу весны. Последние зимние дни в лесу, февральская лазурь, окутывающая редкие березы.
Картина изображена таким образом, словно художник рисовал её лежа, смотря на образец снизу. И этот прием придает картине удивительный эффект.
Березы, снег, небо, казалось бы, сколько белого цвета нужно использовать, чтобы изобразить эту картину. Но художник не перенасыщает картину светлыми тонами. Не совершенная чистота снега, проблески проталин — все говорит о скором приближении весны.
Весенних же цветов использовано много — целая палитра пастельных и ярких тонов. Немало оттенков голубого цвета, цвета ультрамарина, в который окрашено небо над березовым лесом. Сочетания этих цветов сливаются в невероятную гармонию- музыку весны, и легкую грусть расставания с зимой.
Форма березы, изображенная на картине «февральская лазурь» заслуживает отдельного внимания. На фоне лазурного неба ветки березы имеют удивительный, таинственный и притягательный вид. Эта, картина, безусловно, поднимает настроение тем, кто её рассматривает. Именно такого эффекта добивался художник. Радость прихода весны, улыбка проснувшихся деревьев, ясное голубое небо нежно легли на холст «поэта русской зимы» выдающегося русского художника Игоря Грабаря.
На центральной березе еще виднеется кружевной иней, он сверкает блестками, словно на березу накинуты бусы. Настоящая красавица — русская береза. А позади величественной «солистки» создают ансамбль не менее прекрасные березки, которые также радуются скорому приходу весны и готовы встретить её своей праздничной лесной песней.
Даже название картины «Февральская лазурь» уже дает понять, что эта картина раскроет удивительный поэтический мирок русской поздней зимы, представленный в изображении небольшого кусочка родной земли.