Алексеев Фёдор Яковлевич
- Просмотров: 31248
Алексеев Фёдор Яковлевич, русский живописец
Алексеев Фёдор Яковлевич (между 1753 и 1755 - 1824), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1766-73); преподавал там же (1803). В 1773-77 совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи ("Набережная Скьявони в Венеции", 1775, Художественный музей БССР, Минск). По акварельным этюдам с натуры выполнял виды городов (Площадь в г. Николаеве", ГРМ).
Алекскеев - первый в русской живописи мастер городского пейзажа. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга ("Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости", 1794, ГТГ), живописную красоту Москвы ("Красная площадь с собором Василия Блаженного", 1800-02, Музей Института русской литературы АН СССР, Ленинград), поэзию повседневной городской жизни.
Лит.: Фёдоров-А. А. Давыдов, Ф. Я. Алексеев, М., 1955; М. И. Андросова, Ф. Алексеев, Л., 1979; И. М. Жаркова, Ф. Я. Алексеев, Альбом, М., 1981.
Комментарии
1753, Санкт-Петербург – 1824, Санкт-Петербург
Живописец. Пейзажист. Сын отставного солдата, сторожа Петербургской Академии наук Я.А. Алексеева. С 1766 по 1773 годы учился в Академии художеств.
Находясь в 1773–1777 годах в пенсионерской поездке в Венеции, изучал театрально-деко рационную живопись, а также творчество венецианских пейзажистов. Занимался у Дж. Моретти, затем у П. Гаспари, копировал картины А. Каналетто.
По возвращении в Петербург был определен в Дирекцию Императорских театров. В 1779–1786 годах состоял живописцем при театральном училище.
С 1793 года преподавал в Академии художеств. В 1794 году получил звание академика за картину "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794).
В 1795 году был послан в Малороссию и Крым с целью "снятия видов" городов. Посетил Херсон, Николаев, Бахчисарай (1795), по впечатлениям позже выполнил ряд картин.
В 1800–1802 годах был направлен в Москву, где выполнил ряд акварелей, по которым впоследствии писал картины; многие из пейзажных мотивов неоднократно повторял.
В 1810-е годы выполнил новую серию петербургских видов, ставших вершиной его творчества.
Ф.Я. Алексеев – основоположник жанра городского пейзажа в русском искусстве. Развивая в своих ранних петербургских пейзажах традиции русских панорамных видов первой половины – середины XVIII века, Алексеев стремится показать Санкт-Петербург с его лучшей, торжественной стороны. Желая подчеркнуть великолепие новой столицы, он привносит в пейзажи элементы барокко: динамичную композицию, воздушную перспективу, построенную на тонких цветовых переливах, огромное открытое пространство.
В видах Москвы художника, напротив, занимали древняя архитектура и приметы повседневного московского быта. Здесь преобладает классицистическ ая линейность и ясная, четкая лепка объемов. Цветовые пятна становятся более плотными и яркими.
Оба принципа обрели единство во второй серии петербургских видов, где образ города понят как воплощение абсолютной гармонии великого и частного, строгой красоты классической архитектуры и поэзии городских будней.