Кузнецов Павел Варфоломеевич
- Просмотров: 30884
Павел Варфоломеевич Кузнецов, живописец
Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968), советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928). Учился в МУЖВЗ (1897-1903) у К. А. Коровина и В. А. Серова. Преподавал (1917-37, 1945-48) в ГСХМ-Вхутемасе-Вхутеине и других институтах Москвы. Один из организаторов выставки "Голубая роза". Член объединений "Мир искусства", "Четыре искусства". Испытывая с начала 1900-х гг. сильное влияние В. Э. Борисова-Мусатова, обращаясь к мотивам сна, видения, Кузнецов стремился найти в смешении реальности и мечты, в плоскостно- линейных ритмах, мерцающем колорите образную аналогию литературному и музыкальному символизму ("Голубой фонтан", темпера, 1905, ГТГ). В ясно-просветлённых, проникнутых созерцательным покоем картинах "степной" (или "киргизской") серии декоративная обобщённость сочетается с тонкой градацией цветовых оттенков ("Мираж в степи", темпера, 1912, ГТГ). В 20-30-х гг., продолжая поиски декоративно-монументальных форм, Кузнецов использовал в станковых произведениях технику настенных росписей ("Отдых пастухов", а секко, 1927, ГРМ); сохраняя поэтический строй образов, он придаёт композициям большую динамику и пространственно-временную конкретность, а человеческим фигурам - большую жизненную непосредственность. Кузнецов выполнил многочисленные пейзажи, натюрморты и портреты, работал в области монументальной и театрально-декорационной живописи, а также графики.
Лит.: М. В. Алпатов, П. В. Кузнецов. [Альбом, 2 изд., М., 1969]; [Л. А. Будкова, Д. В. Сарабьянов], П. Кузнецов, М., 1975; А. Русакова, П. Кузнецов, Л., 1977.
Галерея: Кузнецов, Павел Варфоломеевич
Комментарии
1878, Саратов – 1968, Москва
Живописец, график, сценограф. Создатель символистически х натюрмортов и портретов.
Начал художественное образование в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове (1891–1897). В 1897-1903 учился в МУЖВЗ под руководством В.А. Серова и К.А. Коровина, благодаря которым прошел школу импрессионизма. Один из последователей В.Э. Борисова-Мусато ва, своего земляка.
В 1905 году в Париже познакомился с новейшими течениями в живописи (творчеством А. Матисса, П. Гогена). Лидер объединения "Голубая роза" (с 1907), в дальнейшем член объединений "Мир искусства", СРХ, "Четыре искусства" (с 1924).
П.В. Кузнецов стал центральной фигурой последнего объединения русского символизма, получившего название по выставке "Голубая роза" (1907). Ранний период творчества ("Голубой фонтан", "Рождение", обе – 1907) связан с интуитивным символизмом, навеянным хрупкими и призрачными образами драм М. Метерлинка и живописью французского символиста О. Редона.
В 1910-е Кузнецов открыл для себя бескрайние просторы киргизских степей и культуру кочевников: начался ориенталистичес кий период творчества. Его картины переносят в мир гармонии человека и безграничного космоса, где небо и земля составляют единое целое ("Мираж в степи"; "Вечер в степи", обе – 1912; "В степи за работой. Стрижка овец", 1913).
Картины этого периода переливаются тончайшими оттенками и словно наполнены тихим свечением. Строгостью композиции, вытянутыми пропорциями фигур, музыкальностью линий и красок работы 1910-х годов напоминают древнерусские фрески.
Творческий путь Кузнецова был весьма продолжительным . В 1924 году художник стал руководителем объединения "Четыре искусства", в которое вошли лучшие мастера предшествующего десятилетия. В советском искусстве он олицетворял верность законам высокой художественной культуры начала ХХ века и личную гражданскую бескомпромиссно сть.