Лентулов Аристарх Васильевич
- Просмотров: 30622
Аристарх Васильевич Лентулов биография:
Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943), советский живописец. Учился в Пензенском и Киевском художественных училищах (1897-1907), у Д. Н. Кардовского (1908-10), в частной студии в Париже (1911). Профессор московского Вхутемаса-Вхутеина (с 1919), МХИ (1937-43). Один из организаторов объединения "Бубновый валет" (1910). Член АХРР (с 1926), ОМХ (с 1928). В 1910 х гг. творчество Лентулова складывалось под определенным воздействием кубизма, футуризма, орфизма, сочетавшимся у него с интересом к мотивам древнерусского зодчества, иконописи и лубку ("Звон", 1915, "У Иверской", 1916, - оба в ГТГ). С начала 20-х гг. Лентулов переходит к непосредственно-реалистическому восприятию мира, создаёт индустриальные пейзажи, натюрморты, пронизанные ощущением полноты бытия ("Крекинг нефтеперегонного завода", 1931, "Овощи", 1933, - оба произведения в ГТГ). Лентулов известен также как театральный художник.
Лит.: [М. Лентулова], Художник А. Лентулов. Воспоминания, [М., 1969].
Комментарии
1882, село Воронье близ Пензы – 1943, Москва
Живописец, график, сценограф. Мастер композиций на тему архитектуры, пейзажей, натюрмортов, портретов.
Начинал свой путь в Пензенском и Киевском художественных училищах (1897-1907), в частной студии в Петербурге (1908-1910). С 1907 года, сблизившись с Н.И. Кульбиным и М.Ф. Ларионовым, приобщился к новейшим европейским течениям. В 1911–1912 в Париже занимался в мастерской А. Ле Фоконье и академии Ла Палетт, где испытал разнообразные влияния: кубистов Ле Фоконье и Метценже, а также художников группы "Пюто" – Р. Делоне, Ф. Леже и др. Один из организаторов общества "Бубновый валет" (с 1910). Профессор Вхутемаса, член коллегии ИЗО Наркомпроса. Один из организаторов ОМХ (1928).
Своеобразие кубофутуристиче ского живописного метода А.В. Лентулова определилось после поездки в Париж (1911–1912), где он испытал сильное влияние французского кубизма и футуризма, особенно Р. Делоне, искавшего аналогии цвета и звука (орфизм). В 1913, по возвращении из Парижа, Лентулов создал свои самые известные картины, архитектурные композиции, в которых кубистическая деформация, симультанизм, футуристическая динамика соединилась с яркой красочностью и декоративностью , идущей от народного искусства и древнерусской архитектуры ("Василий Блаженный", 1913; "Звон. Колокольня Иван Великий", 1915; "У Иверской", 1916).
В духе эпатажных гипербол "бубнововалетов цев" создал "Автопортрет. "La Grand Peintre" 1915 года, на котором изобразил себя как "великого" художника.
Лентулов успешно работал не только в станковой живописи, но и в области сценографии, последовательно воплощая идею живописи как театрализованно го зрелища. В советский период активно обращался к жанру пейзажа ("Закат", 1928, "Ай Петри", 1926). Не избежав влияния соцреализма, мастер сохранил эмоциональную напряженность и цветовую экспрессию, которые вступают в конфликт с натуралистическ ими принципами поздней живописи.