Мане Эдуард
- Просмотров: 37214
Мане Эдуард, французский живописец
Мане Эдуард (Manet) (1832-1883), французский живописец. Учился у Т. Кутюра (1850-56, с перерывами). Изучал произведения Джорджоне, Тициана, Ф. Халса, Д. Веласкеса, Ф. Гойи, Э. Делакруа и испытал их влияние. В произведениях 60-х гг. стремился к жизненной достоверности образов, сочетая её с романтизацией внешнего облика модели ("Лола из Валенсии", 1862, "Флейтист", 1866, - оба в Музее импрессионизма, Париж). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека ("Завтрак на траве", "Олимпия" - оба 1863, Музей импрессионизма, Париж). Обращался к темам современной истории ("Казнь императора Максимилиана", 1867, Кунстхалле, Мангейм), откликался на события Парижской Коммуны 1871 ("Расстрел коммунаров", акварель, 1871, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Проникновенное внимание Мане к современной жизни проявилось в жанровых сценах ("Завтрак в мастерской", Новая галерея, Мюнхен), а также в близких к ним по художественной установке портретах.
Своим искусством Мане предвосхитил возникновение и стал одним из основоположников импрессионизма; в конце 60-х гг. сблизился с Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром и перешёл к пленэрной живописи. От глухих и плотных тонов, напряжённого колорита с преобладанием тёмных цветов он перешёл к более светлой и свободной живописи, богатой прозрачными рефлексами и валёрами ("В лодке", 1874, Метрополитен-музей). Основная тема произведений Мане - сцены современной парижской жизни ("Нана", 1877, Кунстхалле, Гамбург; "В кабачке папаши Латюиль", 1879, Музей изящных искусств, Турне). Ряду произведений Мане ("Аржантёй", Музей изящных искусств, Турне) свойственны подчёркнутая живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная вибрирующая красочная гамма. В то же время Мане расходится с многими импрессионистами, сохраняя ясность рисунка, серые и чёрные тона, отдавая предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с ярко выраженной социальной подосновой.
В самом значительном и глубоком произведении "Бар 'Фоли-Бержер'" (1881-82, Институт Кортолда, Лондон) Мане раскрывает иллюзорность и призрачность счастья в сверкающем, праздничном современном мире. Портреты Мане ("С. Малларме", 1876, Музей импрессионизма, Париж) - своего рода исследования внутреннего мира современника, расширяющие возможности этого жанра. Мане создал также свежие по цвету натюрморты и пейзажи, выступал как рисовальщик, мастер литографии и офорта.
Творчество Мане обновило реалистические традиции французского искусства XIX в., во многом определило основные пути дальнейших реалистических художественных исканий.
Лит.: Э. Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания..., [пер. с франц.], М., 1965; А. Перрюшо, Э Мане, [пер. с франц.], М., 1976; А. Д. Чегодаев, Э. Манэ, М., 1985; [Venturi M., Orienti S.], L'opera pittorica di E. Manet, Mil., [1967]; Ronart D., Wildenstein D., E. Manet. Catalogue raisonnй, t. 1-2, P., 1975.