Матисс Анри Эмиль Бенуа
- Просмотров: 30000
Анри Эмиль Бенуа Матисс, французский живописец
Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский живописец, график и скульптор, лидер течения фовистов. Учился в Париже - в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро. Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена, искусства арабского Востока. В 1905-07 лидер фовизма. Со второй половины 1900-х гг. использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно "Танец" и "Музыка" - оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона ("Мастерская художника", 1911, ГМИИ). В произведениях 20-х гг. жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию. Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия "Одалиски"). В 30-40-х гг. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса "Танец", 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. Стремясь противопоставить бурной напряжённости современной жизни вечные ценности бытия, Матисс воссоздавал в своем искусстве его праздничную сторону - мир бесконечного танца, безмятежного покоя, узорочья ковров и тканей, сверкания плодов, ваз, сосудов и статуэток. Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск ("Красные рыбы", 1911, ГМИИ).
Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой, иногда прерывистой, иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия "Темы и вариации", уголь, перо, 1941; и др.). В 40-х гг. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия "Джаз", 1944-47). К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. (рельеф "Обнажённая женская фигура со спины", бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Последняя работа Матисса - оформление интерьера (в том числе витражи) "Капеллы чёток" в Вансе близ Ниццы (1948-53). Матисс принадлежал к прогрессивным кругам французской интеллигенции, был активным борцом за мир. Яркое жизнеутверждающее творчество Матисса занимает важное место в гуманистической культуре XX в. В музеях Москвы и Ленинграда - одно из лучших в мире собраний его произведений.
Лит.: Матисс. Сб. статей о творчестве, [пер. с франц. и нем.], М., 1956; М. В. Алпатов, Матисс, М., 1969; Матисс. Живопись. Скульптура. Графика. Письма. [Каталог произведений в музеях СССР], Л., 1969; М. В. Зубова, Графика Матисса, М., 1977; Р. Эсколье, Матисс, пер. с франц., Л., 1979; H. Matisse. Exposition du centenaire, Catalogue, P., 1970; Jacobus J., H. Matisse, L., 1973; Gowing L., Matisse, N. Y.-Toronto, 1979.
Комментарии
Творчество Матисса – значительное явление французского искусства начала ХХ века. Его стиль отличался от классических привычных композиций. Современники были ошарашены новизной, буйством красок, силой эмоций, которые вызывали его картины, что назвали художника «диким». С легкой руки термин закрепился за художественным течением «фовизмом», основу которому положил Матисс и его соратники.
Реальность воспринимается Матиссом через калейдоскоп – колоритно, живо, весело, с неким вызовом. Цвета картин яркие, кричащие, формы просты, однако в полной мере передают пластику движений. Полотно «Танец» и «Музыка» были написаны по заказу русского коллекционера С.И. Щукина. Это был фурор!
На картине «Танец» мы видим пять женских фигур, танцующих в хороводе. Никакого фона, ни одной лишней детали, только процесс. Звуки музыки полностью овладевают телами танцующих, их грация, изгиб тел ясно показывают динамику.
Картина, словно живая, глядя на нее, мы словно чувствуем вибрации и готовы присоединиться к пляшущим. Не случайно, идея хоровода оказалась столь удачной, что была неоднократно повторена художником, а также подхвачена и интерпретирован а скульптурами и постановщиками танцев.
Реальность изображается Матиссом по-своему, его танцующие не обладают идеальными формами, они словно из другого измерения, но в тоже время притягательны и красивы. Последнее чуть ли не стало поводом для отказа коллекционера забирать заказ, однако благоразумие взяло вверх над стереотипами. Женские тела не совсем пропорциональны , прически просты, лица не прорисованы, лишь мазки, передают эмоциональный экстаз.
Вместе с тем танец благороден, женский хоровод завораживает естественностью , легкостью – это свой красочный мир, живущий по законам ритма. Картина масштабна, ее длина составляет 4 метра, поэтому глядя на нее, чувствуется мощь, цельность. Картина «Танец» – это желание автора зафиксировать мгновение жизни, которое удалось в совершенстве.
Щукин – известный в прошлом веке коллекционер хорошо знал Матисса. В 1908 году он решил по-особому украсить свой особняк в Москве и предложил художнику написать для дома два панно.
Необходимо было с помощью аллегории изобразить такие важные искусства, как музыка и танец. Художник создал парные панно. Темы были близки хозяину дома, так как в его доме достаточно часто давались концерты.
Перед, тем как отправить работы в Россию, их выставили на «Осеннем салоне» в Париже в 1910 году. Столь необычная работа художника вызвала настоящий скандал. Обнаженные герои и неожиданное видение темы удивили всех. Щукин решил первоначально отказаться от этих работ, но потом изменил свое решение.
В процессе работы над фигурами мужчин художник стремился сделать их максимально упрощенными. Все герои нарочито лишены индивидуальност и. Черты их лиц практически идентичны, то же самое можно сказать и о телосложении. Это необходимо для того, чтобы зритель мог воспринимать данное изображение, как одно целое.
Художник стремился достичь гармонии цвета. Матисс делал упор на контраст. Именно поэтому героев он окрасил красным цветом. Для того, чтобы сбалансировать изображение, живописей использовал синий и зеленый цвета. Фон практически не играет никакой роли, поэтому он максимально упрощен.
Перед нами предстает пять героев. Двое из них играют, а трое поют. Матисс максимально четко воспроизвел позу скрипача, так как сам был виртуозным музыкантом. Мужчины на этом панно словно оцепенели. Силуэты выписаны нарочито упругими линиями для придания полотну особого музыкального ритма.
Матисс очень долго искал идеальное композиционное решение. Сцена переписывалась им несколько раз.
Некоторые исследователи считают, что фигуры справа напоминают ноты, а скрипач может быть символом скрипичного ключа.
Полотно характеризуется свежей гаммой цветов. Герои статичны и полностью изолированы от других. Они максимально погружены в музыку.
Матисс изобразил лодку под парусом и то отражение, которое можно увидеть в воде. Сначала никто не мог понять, что здесь изображено. Дошло до курьезного случая. Работа живописца была выставлена в музее Нью-Йорка. Разместили ее вверх ногами. Прошло больше месяца, и только потом ошибку устранили. Если бы одна из посетительниц не обратила на это внимание на эту оплошность, то, вполне вероятно, картина бы так и осталась бы в неправильном положении.
Все дело в том, что картина абсолютно симметрична лишь на первый взгляд. Если присмотреться, то можно заметить левый приподнятый конец. Именно он и есть достаточно схематичное изображение носа лодки, точнее даже не самой лодки, а лишь ее парус. У отражения в воде приподнятый конец уже отсутствует.
Кроме паруса Матисс изобразил облака и линию горизонта. Это и есть те самые линии розового цвета.
Фовисты, ярким представителем которых был Матисс, ценили цвет. Содержание они полностью отрицали. Талант художника выражался в меньшем количестве мазков. Работа гениальна своей простотой.
Это творение способно разбудить фантазию и воображение. Зрителю приходится думать о том, что хотел сказать автор этой картиной. Она похожа на детский рисунок. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле, она гениальна. Скорее всего Матисс стремился удивить не только своих современников, но и тех, кто будет смотреть на его картину в будущем. Поражает она и сегодня. Ведутся постоянные споры о том, что сокрыто в этом шедевре? Шедевр ли это или обычный рисунок? Насколько глубоко восприятие живописцем мира?
На наш взгляд, Матисс добился своей цели. Его картина находится в центре горячих споров до сих пор. Если бы творение не было гениальным по своей сути, то вряд ли о нем столько бы говорили на протяжении долгого времени. Неслучайно работу художника ставят в один ряд со знаменитым «Черным квадратом» Малевича.
Французский фовист Анри Матисс в 1908 году написал очередное полотно по заказу Сергея Щукина.
Фовизм как новое художественное направление существовал недолго, но успел проявить себя достаточно ярко в полотнах живописцев. Этот стиль исполнения изображения смешивал в себе несколько составляющих и рождал насыщенные авангардные картины. Чтобы понять фовизм, достаточно взглянуть на «Красную комнату» Матисса.
Средством выражения и передачи своего внутреннего состояния художник избрал цвет. Как известно по названию картины, главный цвет на ней – красный. И скатерть, и стена выполнены в одном цветовом решении. Более того, даже орнамент на этих поверхностях одинаков – темно-синие восточные растительные узоры. Зелень за окном ничуть не гасит поражающе яркий алый оттенок полотна. Мелкие цветы и расцветающие белые ветви деревьев вносят гармоничность и спокойствие в эту ошеломляющую цветом картину.
Пространственное построение отличается примитивизмом. В картине ощущается лишь намек на объемность и многомерность. Плоско написанные фигура женщины и деревья за окном сочетаются со стульями, столом, посудой и одноэтажным домом вдали, изображенными с учетом перспективы.
Фовизм ставил своей задачей показать восторженную радость от созерцания жизни. И Матиссу в «Красной комнате» удалось воплотить эту идею как нельзя лучше. Картина декоративная, энергичная, оптимистичная.
Резкие перепады цвета, элементы древнего искусства и примитивизм превосходно сочетаются и создают концентрированн ую картину самобытного таланта французского мастера. Цветет интерьер изумительной палитрой и фрукты с напитками на столе зовут наслаждаться дарами жизни.
Сперва работа называлась «Гармония в голубом», но художник впоследствии преобразил краски на холсте, получив в результате полюбившийся многим шедевр.
В 1909 г. основоположник и преданный последователь фовизма Анри Матисс написал одно из лучших своих полотен. «Натюрморт с голубой скатертью» – оригинальное, законченное, гармоничное панно.
Композиция натюрморта не отличается предметным многообразием. Со стены опускается на горизонтальную твердую поверхность красочная ткань. Узор узнается по другим картинам Матисса. Но как приверженец фовизма, он не забывает кардинальным образом менять палитру. Здесь скатерть лазурная с насыщенными спокойными разводами синего цвета. Многомерность пространства обозначена слабо, позволяя делать акцент на общем впечатлении от переданных эмоций живописца.
На столе три предмета небольших размеров: сияющий прозрачный графин яркого бутылочного цвета; совсем рядом – стеклянная белая ваза, наполненная спелыми фруктами; чуть поодаль – большой коричневый кофейник. Ощущается душевная привязанность художника к изображаемым простым предметам. Показанная узорчатая скатерть считается его любимой, а посуда восхищает нас фигурной красотой и отблесками света. Оригинальным отступлением от классической живописи является отсутствие у предметов тени.
Яркие контрасты, изумительно сочные краски, ритмичный восточный орнамент ткани – все это призвано пробудить у зрителя чувство насыщенности жизни. В нелегкие времена, когда пришлось творить живописцу, общество особенно нуждалось в новой радости, надежде и отдыхе от всего мрачного, гнетущего, пугающего. Такими спасительными средствами оказались натюрморты Матисса.
«Натюрморт с голубой скатертью» дарит состояние безмятежного созерцания, детской легкости и чистоты восприятия. Неприхотливый узор синеватой скатерти, забавный, энергичный, нечеткий, завлекает внимание зрителя и будто бы напоминает о том, что жизнь – всего лишь игра – красочная и радостная.
Матисс — известный французский художник, лидер движения фовистов, которое просуществовало всего двадцать лет, но оставило своеобразный след в истории, Фовизм родственен импрессионизму и доводит его до крайней точки, в которой перестает играть роль форма и начинает играть её эмоция и цвет.
Фовизм предельно упрощает, не зацикливаясь ни на каких рамках. Легкая кисть, тонкие мазки, игра со светом и тенью, яркие, подчас кричащие, цвета — все это нужно исключительно для выражения эмоции. На картине Матисса у женщины мог быть зеленый нос, если это придавало ей выразительности , а на вопросы, почему он считает это допустимым, если в жизни у женщин точно не зеленые носы, он отвечал: «Я рисую не женщину, я рисую картины».
«Красные рыбки» — не самая далекая от реализма его картина. На первый взгляд она кажется даже вполне понятной и нормальной. Аквариум, рыбы, цветы и зеленые листья, ничего, что могло бы показаться необычным. Но стоит присмотреться, и окажется, что у картины заметно нарушена перспектива. Аквариум зритель видит сбоку, как и ножку стола, а вот столешницу — сверху, иначе она не казалась бы такой круглой.
Рыбки в аквариуме плавают по кругу — они красные, лупоглазые, с открытыми ртами — и круг этот поддерживает и форма стола, и завивающаяся оранжерейная оградка, и растения, тоже образующие своеобразную окружность. Цвета картины довольно мягкие, по сравнению с привычным для фовизма буйством — почти приглушенные, и сама картина передает настроение, а не рассказывает некий сюжет.
Наделенный воображением зритель может увидеть в ней символическую бесконечность — что есть круг, если не она? — почувствовать лирическое настроение художника, задумавшегося о том, как ничто не имеет ни начала, ни конца, и поместившего в аквариум рыбок, чтобы передать этот краткий миг прозрения.