Куликов Иван Семёнович
- Просмотров: 3864
Иван Семёнович Куликов русский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен.
Иван Семёнович Куликов (1 (13) апреля 1875, Муром, Российская империя — 15 декабря 1941, Муром, СССР) русский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен. Родился в городе Муроме в семье крестьян — выходцев из деревни Афанасово Муромского уезда Семёна Логиновича Куликова и Александры Семёновны Савиновой. Отец художника был незаурядным специалистом кровельного и малярного дела. Во главе небольшой артели он принимал участие в строительстве и ремонте многих зданий, церквей и жилых домов города Мурома.
Летом 1893 года по рекомендации своего бывшего учителя черчения и рисования уездной школы Н. А. Товцева юноша знакомится с художником А. И. Морозовым, который иногда проводил лето в Муроме, где находил сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юноши и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге. В сентябре 1893 года Куликов впервые едет в Москву, посещает Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, знакомится с храмом Христа Спасителя. В ноябре 1893 года он едет в Петербург, становится помощником в мастерской А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. В 1894 году Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств. Под руководством преподавателей Н. И. Макарова, А. Ф. Афанасьева, Э. К. Липгарта он осваивает основы графики, живописи, построения перспективы и композиции. Осенью 1896 года Куликов становится вольнослушателем Академии художеств при мастерской художника В. Е. Маковского. Однако менее чем через месяц он перешёл к И. Е. Репину. Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов становится учеником Академии художеств. B 1901—1902 годах он принимал участие в работе над картиной И. Е. Репина «Заседание Государственного совета» вместе с Б. М. Кустодиевым. Куликов сделал 17 натурных портретных зарисовок, едва ли не основную их часть. В 1900—1901 годах Куликовым было сделано около 20 иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна», которые находятся в Музее-квартире А. М. Горького и Муромском историко-художественном музее. В ноябре 1902 года Куликов оканчивает Академию художеств. Его конкурсная работа «Чаепитие в крестьянской избе» (1902) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право быть личным почетным гражданином и право на заграничную командировку. C 1903 по 1905 год — на правах пенсионера Академии художеств Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию. в 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет матери» (1903) Куликов награждается Большой Серебряной медалью, а за картины «В праздничный день» (1906) и «С фонарями в саду» (1906) удостаивается премии Куинджи. В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи. С 1919 года Куликов работал в Муромском музее, ныне одном из значительных во Владимирской области. Долгое время Куликов руководил художественным отделом. Иван Семёнович энергично собирал из брошенных, обречённых на разграбление и уничтожение дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры, предметы прикладного искусства, архивные документы, книги, исторические реликвии. Именно ему наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в Карачарове.
В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: лётчика В. П. Чкалова (1940), писателя Максима Горького (1939), артиста А. Л. Дурова (1911), археолога А. С. Уварова. В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1885 года, открылся мемориальный Дом-музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.
Лит.: Беспалов Н. А. Дом-музей академика живописи И. С. Куликова. Муром, 1971. Муром: Памятники архитектуры и искусства: Альбом / Автор-составитель Н. А. Беспалов. Советская Россия, 1990. И. С. Куликов: Монография. Изобразительное искусство, 1990. Иван Куликов: Альбом. Белый город, 2003. Липатов В. С. Краски времени: Очерки. Молодая гвардия, 1983. Государственный Русский музей Художник Иван Семёнович Куликов и русские коллекционеры начала XX века Аникин Д. Родом из Мурома (И. С. Куликов) // Вокруг света, 1998, № 6. Русские художники. — М.: TEPPA-Книжный клуб, 2001.
Комментарии
И.С.Куликов выдающийся российский портретист. Он рисовал не просто портреты, а наполнял персонажи самобытностью. Художник интересовался культурой и народным фольклором, что не могло не отражаться на его творчестве.
Портрет «Старик за чтением» имеет еще одно название «Портрет Старообрядца». Полотно одно из самых известных.
На картине изображен старец с длинной бородой и небрежно разбросанными волосами. Для начала двадцатого века такой внешний вид был необычным. Это старообрядец, по традиции люди с таким мировоззрением выглядят подобным образом. Он сосредоточен на чтении, его взгляд направлен в книгу, а пальцы плотно придерживают страницы. Книга внушительных размеров, что говорит о ее редкости. В то время книги были роскошью, не каждый человек мог себе позволить приобрести такое внушительное издание.
У староверцев книги принадлежали общине или передавались по наследству. Скорее всего, эта книга религиозная. Сосредоточеннос ть говорит, что старец читает текст, наполненный глубоким смыслом. Теплая одежда говорит о том, что на улице зима. Да и само чтение чаще проходило зимними вечерами, ведь летом много работы и времени не хватает.
На шее мужчины повязан шарф, который расшит в народном стиле. Такие элементы одежды было свойственно использовать художнику. В его работах часто встречаются русские расписные платки и элементы народного костюма. Такой элемент демонстрирует самобытность старца.
Картина выполнена в темных тонах, что говорит о серьезности занятия старца. Возможно, и настроение художника повлияло на выбор цветовой гаммы. От произведения веет сосредоточенностью.
Художник очень точно передал характер старца, его увлечения и серьезность. Такие люди являются хранителями традиций народа, они передают из поколений в поколения бесценный опыт. Именно так сохраняется самобытность и на основе старых традиций пишется новая история успешного государства.
Иван Куликов – знаменитый художник, описывающий реальную жизнь русского народа. Сначала его творчество ограничивалось сценами из жизни простых деревенских жителей. Затем его картины приобрели исторический жанр. Он начал описывать идеализированну ю жизнь боярских сословий. В 1911 году им была создана одна из самых ярких картин этого рода, под названием «С праздником! Зарделась», написанная маслом. В своем творчестве Куликов нередко изображал сцены из древних свадебных обрядов.
На этой картине зритель видит два действующих лица – молодая девушка и пожилой человек, возможно, ее отец, находящиеся в тереме. По наряду девушки становится понятно, что она выходит замуж.
Художник Куликов в точных деталях воссоздал свадебное убранство невесты времен древней Руси. Ее рубаха желтого цвета с пышными рукавами, а сверху нее, по традиции, надет сарафан. Одеяние расшито узорами из красных цветов, а ее голову венчает высокий кокошник. На Руси белый цвет платья и фата не были символом свадебного торжества. Шею и уши невесты украшают массивные драгоценности, каждое из которых имеет определенное значение. Щеки девушки зардеют, то есть горят ярким румянцем, возможно, от волнения или стеснения. В руках невеста держит бутылку с хлебным вином и бокал, нужный для церемонии бракосочетания. Скорее всего, действие происходит до поездки в церковь.
На лице пожилого мужчины, стоящего рядом с девушкой, отражается сосредоточеннос ть и легкая озадаченность. Одет он в серо-зеленую рубашку, подпоясанную красным кушаком. Лицо невесты же сияет счастливым и радостным выражением.
Живописец Иван Куликов изображал своих героев очень яркими и живыми. Зрителю, смотрящему на его картину, становится понятен не только их жизненный уклад, но и их настроения и переживания.