Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Художник живописец, график, гравёр, скульптор, архитектор.



Иванов Александр Андреевич

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Иванов Александр Андреевич, русский живописец

А. А. Иванов: Ветка - 46,5 х 62,4 см. Бумага на холсте, масло. Реализм. Россия. Москва.Иванов Александр Андреевич (1806-1858), русский живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1817-28) у своего отца - А. И. Иванова и в классе А. Е. Егорова. В 1830 пенсионер ОПХ в Италии, побывал в Австрии и Германии; в 1831-58 жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь. В 1857 ездил в Лондон для встречи с А. И. Герценом. Произведения раннего (петербургского) периода творчества Иванова обладают всеми характерными чертами живописи классицизма: уравновешенной композицией, чётким распределением фигур и предметов по планам, плавным контурным рисунком и локальным цветом; художник стремился добиться эмоциональной выразительности в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем ("Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора", 1824, ГТГ). Написанная уже в Италии картина "Аполлон, Гиацинт и Кипарис" (1831-34, ГТГ) отличается гармоничностью и поэтической возвышенностью трактовки образов античного мифа. На формирование мировоззрения Иванова в Риме повлияли дружеские отношения с Н. В. Гоголем, а также с Ф. Овербеком. Проникнувшись верой в пророческую и просветительскую роль художника, в возможность с помощью искусства преобразить человечество, нравственно усовершенствовать его, Иванов в своём творчестве стремился осмыслить основные вопросы бытия человека, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы. Жизненным подвигом художника стала многолетняя работа над огромной картиной "Явление Христа народу" (1837-57, ГТГ). Евангельский сюжет Иванов трактовал как реальное историческое событие, основное содержание которого - духовный переворот в жизни угнетённого человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Сложная многофигурная композиция объединяет людей различных сословий и характеров, каждый из которых по-своему воспринимает событие. Стремление Иванова создать программное монументальное произведение, выдвигающее проблемы историко-философского характера, отражает идеалы романтизма, но исполнение в основных своих чертах классицистично (симметричность, уравновешенность и замкнутость композиции, барельефный принцип расположения фигур на плоскости и др.). Реалистические достижения Иванова раскрываются в правдивой передаче пространственных соотношений, элементов пейзажа, что особенно видно в исполненных философской глубины подготовительных этюдах к картине ("Аппиева дорога при закате солнца", 1845, "На берегу Неаполитанского залива", конец 40-х гг., - оба в ГТГ). В последнее десятилетие жизни Иванов работал над циклом "Библейских эскизов" (акварель, ГТГ и ГРМ), которые, по мысли художника, предназначались для росписей особого здания. Иванов трактовал библейские легенды как историю духовного и нравственного развития человечества, достигнув необычайной глубины их философского обобщения и истолкования. Отказавшись от традиционных условных приёмов компоновки, Иванов применял композиционные решения, наиболее соответствующие смыслу изображаемого события, смело использовал цветовое пятно, подчёркнутое на плоскости листа контуром, достиг большой ритмической выразительности рисунка. Творчество Иванова, встречавшее враждебное отношение официальных кругов царской России, высоко ценили Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, М. А. Врубель, В. И. Суриков.

Лит.: М. В. Алпатов, А. А. Иванов. Жизнь и творчество, т. 1-2, М., 1956; его же, А. А. Иванов. Альбом, Л., 1983; М. М. Ракова, А. Иванов, М., 1960; М. Г. Неклюдова, А. А. Иванов, Л., 1966; Г. А. Загянская, Пейзажи А. Иванова, М., 1976; М. М. Алленов, А. А. Иванов, М., 1980; [его же], А. А. Иванов. [Альбом], Л., 1981.

Картины художника: Иванов, Александр Андреевич

Комментарии  

+11 # Биография Иванова Александра АндреевичаТретьяковская галерея 23.01.2014 15:06
Биография Иванова Александра Андреевича
1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург

Живописец, рисовальщик. Мастер исторической картины, пейзажист, жанрист, портретист.
Сын художника и профессора Академии художеств А.И. Иванова. В 1817–1828 годах учился в Академии художеств у А.Е. Егорова и В.К. Шебуева.
В 1830 году на средства Общества поощрения художников был отправлен в Италию. Посетил Австрию и Германию. С 1831 года жил в Риме.
В начале 1830-х годов А.А. Иванов познакомился с членом Общества любомудров Н.М. Рожалиным, увлекшим его философией Ф.В. Шеллинга, не без влияния которой сложилась концепция картины "Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением" (1831–1834).
В 1836 году получил звание академика за картину "Явление Христа Марии Магдалине" (Государственны й Русский музей).
В 1834 и 1839 годах путешествовал по северу Италии, изучал венецианскую живопись. Многократно бывал в Неаполе.
К 1833 году относится возникновение замысла картины "Явление Христа народу (Явление Мессии)". Работать над большой картиной художник начал лишь в 1837 году и продолжал до 1857 года.
В 1838 году А.А. Иванов познакомился с Н.В. Гоголем, с которым художника сближала идея просветительски х задач искусства и мессианской роли художника.
В 1846 году совершил путешествие на Сицилию. В этот период выполнил большое количество пейзажных этюдов в окрестностях Рима и в Южной Италии (например, "Терраса, обвитая виноградом". 1840-е - 1850-е).
В 1850-е годы работал над серией рисунков и акварелей, получившей впоследствии название "Библейских эскизов".
В 1858 году возвратился в Петербург.
Творчество А.А. Иванова стоит в центре духовных исканий русской культуры XIX века. Свое кредо художник сформулировал так: "Новое время требует нового искусства. Соединить технику Рафаэля с идеями новой цивилизации – вот задача нового искусства в настоящее время". В картине "Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением" (1831–1834), первой, написанной в Риме, он создает философски-поэт ический образ античности как золотого века человечества, одухотворяя идеальную классицистическ ую пластику живым романтическим переживанием.
Программное произведение Иванова – картина "Явление Христа народу (Явление Мессии)" (1837–1857), где евангельский сюжет трактуется как момент духовного переворота и нравственного возрождения человечества. В пейзажных этюдах для картины художник совмещает философскую глубину истолкования мира с тончайшей разработкой световоздушной среды.
Последний замысел Иванова – "Библейские эскизы" – глубоко индивидуальное истолкование Священного Писания как единства религии, мифологии, истории.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Родительская категория: Биография
Категория: Краткая биография

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас на сайте 196 гостей и пользователей

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!