Стенные росписи
- Просмотров: 26875
Стенные росписи, изобразительные композиции и орнаменты, исполненные красками непосредственно на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и других материалах, закреплённых на различных поверхностях архитектурных сооружений. Стенные росписи являются областью монументального искусства; органически связанные с архитектурой, они представляют собой существенный компонент синтеза искусств. Стенные росписи выполняются преимущественно средствами фрески, клеевой живописи, темперы, восковой живописи, масляной живописи (иногда к стенным росписям условно относят мозаику и сграффито). Древнейшей первоначальной формой стенных росписей, возникшей ещё в эпоху позднего палеолита, были пещерные и наскальные изображения (см. Первобытное искусство). Ритмически организованные, строго подчинённые плоскости клеевые росписи с изображением жанровых, батальных, культовых сцен получили широкое распространение в Древнем Египте (особенно в 3-1-м тысячелетии до н. э.). Ко 2-му тысячелетию до н. э. относятся древнейшие стенные росписи в Китае, к 1-му тысячелетию до н. э. - в Ассирии и Урарту. Динамикой композиционных решений, ярким колоритом, богатством почерпнутых из природы мотивов отличаются стенные росписи эгейского искусства (2-е тысячелетие до н. э.). Тяготением к пластической убедительности изображений, основанной на использовании принципов светотеневой живописи, были отмечены произведения мастеров Древней Греции. Развитие этих принципов в стенописях Древнего Рима сопровождалось усилением декоративного начала и композиционной динамики, широким использованием пейзажных и архитектурных мотивов; пространственно-иллюзорные, зрительно разрушавшие плоскость стены стенные росписи сосуществовали с плоскостно- орнаментальными композициями (Помпеи, Геркуланум). Среднеазиатские росписи VII-VIII вв. (храмы и дворцы в Варахше, Пенджикенте и др.) включали многочисленные фигурные изображения культового и светского содержания. Позднее в мусульманском искусстве Средней Азии, Ирана и Переднего Востока получили распространение чисто орнаментальные клеевые стенные росписи. Изысканные, органически сочетающие сюжетную и декоративную живопись клеевые и темперные росписи украшают средневековые пещерные монастыри Китая (Дуньхуан) и Индии (Аджанта).
В период средневековья проникнутые высокой одухотворённостью росписи, располагавшиеся на стенах храмов в строго каноническом порядке и, как правило, композиционно соответствовавшие основным архитектурным членениям интерьера, стали одним из важнейших видов монументального искусства в Византии, Грузии, на Балканах, в Древней Руси. К ранним образцам древнерусских стенных росписей относятся фрески церквей в Киеве, Новгороде, Владимире (X-XII вв.); блестящего расцвета искусство древнерусских стенных росписей достигло в XIV-XVI вв., особенно в психологически напряжённых по содержанию и динамичных по технике письма фресках Феофана Грека, в исполненных лиризма и глубокой нравственной силы композициях Рублёва Андрея и Дионисия, отличающихся тонкостью и выразительной ритмичностью линейной манеры, звучностью колорита. В русском искусстве XVII в. яркой декоративностью, свежестью мировосприятия выделяются покрывавшие стены храмов сплошным ковром стенные росписи, создававшиеся в Москве и приволжских городах (Ярославле, Костроме и др.). В Западной Европе экспрессивными, часто напряжённо-драматическими, а иногда наивно-непосредственными фресковыми стенными росписями с характерными для них линеарно-плоскостными композициями, резкими контурами украшались постройки романского стиля; в зданиях в стиле готики, почти лишённых сплошных гладких стен, они были вытеснены витражами.
Качественно новый этап развития стенных росписей наступил в эпоху Возрождения: во фресках итальянских художников этого периода (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Веронезе и др.), основывавшихся на математически точной передаче пространства и перспективы, а также пластики человеческого тела, ярко раскрылись возможности, которые дают стенные росписи для создания монументальных образов, проникнутых большими гуманистическими идеалами. Свойственные уже ренессансным росписям тенденции к иллюзорному расширению реального пространства интерьеров значительно усилились в динамичных, исполненных чувственной экзальтации, существующих в тесном единстве со скульптурой и архитектурой стенных росписях барокко, создающих, часто с помощью иллюзионистических эффектов, специфическую, интенсивно действующую на человека эмоциональную среду. В XVII-XVII вв. стенные росписи в интерьерах светских построек нередко вытеснялись шпалерами, зеркалами, обоями, а клеевая живопись использовалась главным образом для украшения потолков (см. Плафон). В стенных росписях классицизма XVIII - начала XIX вв. иллюзорное пространство строго отделено от реального; в них преобладают изображения скульптуры (в технике гризайли), архитектуры, пейзажа. Некоторые мастера XIX в., вновь обратившиеся к тематическим стенным росписям, пытались использовать наследие раннего итальянского Возрождения (например, немецкие назарейцы), нередко впадая в эклектизм, свойственный большинству стенных росписей этого периода. Обострённый интерес к стенным росписям испытывали мастера, близкие к "модерну", неоклассицизму и национально- романтическим направлениям конца XIX - начала XX вв. (П. Пюви де Шаванн во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, М. А. Врубель, В. М. Васнецов в России и др.), тяготевшие к подчёркнуто ритмизованным композиционным и колористическим решениям. В современном искусстве капиталистических стран в стенных росписях нередко используются отдельные приёмы декоративной стилизации (М. Шагал во Франции, Р. Тамайо в Мексике и др.); масштабность и эмоциональность художественного языка стенных росписей, возможность выражения в них прогрессивных социальных идей привлекают к ним прогрессивных западных художников (А. Пиццинато в Италии, Д. Ривера, Х. К. Ороско, Д. Сикейрос в Мексике, А. Матисс, П. Пикассо, Ф. Леже во Франции, Х. Эрни в Швейцарии и др.). Необычайно обогатилась в XX в. техника стенных росписей (например, мексиканские "муралисты" применяют для них новые силиконовые краски).
В СССР развитию искусства стенных росписей способствуют широкий размах строительства, сооружение величественных общественных зданий и комплексов, обострённый интерес советских художников к проблемам синтеза искусств. В 20-40-х гг. в области настенной живописи выступили Ч. Г. Ахмаров, Л. А. Бруни, А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Е. Е. Лансере, В. А. Фаворский. Среди мастеров, выдвинувшихся в 50-70-х гг., - Н. И. Андронов, А. В. Васнецов, Н. Ю. Игнатов, Б. П. Милюков, Б. А. Тальберг, О. П. Филатчев и др. Искусство стенных росписей успешно развивается в ГДР (В. Вомака), Венгрии (Э. Домановский), Румынии (Ш. Сёньи) и других социалистических странах.
Лит.: Г. Шмид, Техника античной фрески и энкаустики, [перевод с немецкого, М.], 1934; Л. А. Жадова, Монументальная живопись Мексики, М., 1965; И. Е. Данилова, Итальянская монументальная живопись, М., 1970; В. Н. Лазарев, Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв., М., 1973; В. Е. Лебедева, Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973; С. С. Валериус, Монументальная живопись. Современные проблемы, М., 1979; Philippot P., Die Wandmalerei, W.-Mьnch., [1972].